Менделевич рассказал, что стал соавтором законопроекта об увеличении перечня редких заболеваний, лечение которых должно финансироваться из федерального бюджета. Ежегодно появляются орфанные (редкие - Inkazan) заболевания, заболевших которыми государство обязуется обеспечивать дорогостоящими лекарствам. Стоимость лечения одного больного может доходить до 100 млн рублей.
Такие пациенты находятся на балансе регионов, многие субъекты не справлялись с финансовой нагрузкой. «Я помню, когда я здесь работал, я слышал от своих коллег из других регионов, что им дешевле купить пациенту квартиру в Москве и прописать его там, чтобы он получал эти лекарства, чем лечить его здесь», - рассказал депутат, добавив, что теперь в федеральный бюджет на такое финансирование заложено 2 млрд рублей.
Последние несколько недель по всей России, в том числе в Казани, проходили пикеты людей, больных муковисцидозом. Митингующие заявляли, что качественные и дорогостоящие лекарства от иностранных производителей в закупках заменяют более дешевыми и менее изученными в плане последствий российскими аналогами, что негативно сказывается на состоянии больных. Менделевич заявил, что любая неправильная реакция на препарат должна быть зафиксирована, но в Татарстане этого сделано не было.
«Ни одного обращения ни в Росздравнадзор, ни со стороны родителей, ни со стороны врачей не было», - сказал он. Менделевич добавил, что возможно и существуют несколько детей, которые воспринимают только старый препарат, но в части остальных это явление скорее психологический эффект от того, что все об этом говорят.
Депутат рассказал, что есть проблема в области закона о закупках, на которых побеждают разные компании, с разными препаратами, на которые цена ниже всего. Больному приходится каждый раз переходить на новое лекарство. Менделевич напомнил, что иностранная фирма, которая раньше выпускала иностранные лекарства, на следующий год выделит все необходимые препараты. Но это разовое решение, системного решения проблемы пока нет.
По словам Менделевича, прием граждан остается самым тяжелым в его работе. «Понятно, что на приемы к депутатам люди приходят не чай попить. Идут со своими проблемами или, чаще всего, с болью, которую они не смогли решить в другом месте. И когда я вижу эту боль, а иногда понимаю, что и я не смогу ничем помочь - вот это самое тяжелое», - сказал он. Депутат добавил, что одна из основных проблем отечественного здравоохранения в том, что люди не знают своих прав, «а прав у нас, действительно, много».
Журналисты обратили внимание на то, что зачастую обследования ведутся крайне поверхностно и не всех органов, а значит, пока у человека что-то не заболит, никто ничего не заподозрит. Депутат согласился, что диспансеризация - основной двигатель здравоохранения. «Мы можем построить огромное количество больниц, закупить самое современнейшее оборудование и самые новейшие аппараты, но без того, чтоб люди сами начали заботиться о своем здоровье, ничего мы сделать не сможем», - считает он.
По его словам, многие люди не проходят диспансеризацию, либо относятся к ней несерьезно. Такое же отношение и у здравоохранения: «все пока делается у нас для галочки», - сказал он. Говоря о перечне проверяемых заболеваний, Менделевич посетовал на то, что в России здравоохранение финансируется не исходя из того, что нужно, а из того, что есть. «У нас есть определенное количество денег, и их мы можем потратить на здравоохранение. Больше денег нет», - сказал он.
Депутат рассказал, что список медучреждений, которые имею право проводить вакцинацию россиян, может быть расширен. По закону, который не пересматривался с 1998 года, негосударственные больницы не могли проводить вакцинацию и получать вакцины, которые выделяет федеральный центр. В начале 2020 года планируются изменения.
Одним из направлений, которое сейчас не является приоритетным, Менделевич назвал психиатрию. Оно не входит ни в нацпроект «Здравоохранение», ни в первоочередные меры совершенствования санитарной помощи, ни в стратегию развития сферы до 2025 года. Хотя психические заболевания входят в пятерку болезней, при которых нарушается трудоспособность человека, и стоят на первом месте по инвалидизации. А людей, страдающих тем или иным психическим расстройством, порядка 10% от всего населения.
Депутат напомнил, что самый ресурсоемкий федеральный проект реализуется в части онкологии. Одним из его важных пунктов стало создание центров амбулаторной онкологической помощи, которые будут нацелены на выявление онкологических заболеваний. Сейчас ввели перечень исследований, которые должны проводиться в установленные законом 14 дней. В качестве профилактики с начала 2020 года все врачи, заподозрившие онкологическое заболевание и подтвердившие его, получают дополнительные премии.
Депутат рассказал, что Татарстан привлек из федерального бюджета 11 млрд рублей, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Дополнительные средства были выделены на реализацию программ, которые и так финансировались из федерального бюджета. Часть средств пойдет на строительство онкоцентра в Набережных Челнах.
«Строительство этого онкологического центра вошло в федеральную программу. Думаю, что в течение следующего года будет завершено», — считает Менделевич, при этом он добавил, что в Татарстане необходим третий большой центр в нефтяной зоне Юго-Востока, в районе Альметьевска. «Это поможет нам помочь людям и реально снизить смертность», - считает депутат.
Во время заседания комитета Госдумы по охране здоровья депутат Дмитрий Морозов заявил, что в стране не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч медработников среднего звена. Менделевич считает, что хотя бы частично решить это вопрос позволят хорошие участковые врачи или врачи общей практики, которые как диспетчеры будут направлять пациентов к узким специалистам.
«К сожалению, у нас огромная нехватка специалистов, как и количественно, так иногда и качественно. Зачастую это заметно именно в амбулаторной сети и узких направлениях. Особенно остро эта проблема стоит в селах и районных центрах», - заявил депутат. Эту кадровую проблему, по мнению парламентария, должны решать местные власти и главные врачи тех учреждений, где есть кадровый дефицит.
В качестве методов решения проблемы он привел целевой набор в медицинские вузы, но отметил, что сейчас эта программа не особенно работает: после обучения в села возвращаются не больше 50% студентов, находя разные лазейки и причины. По мнению Менделевича, эту практику нужно ужесточать и отрабатывать вопрос юридически.
Говоря о законопроектах, которые депутаты проводят «с благими намерениями», Менделевич напомнил инициативу, согласно которой цена на обязательное прохождение теста на наркотики при получении или обновлении водительских прав, должна была значительно вырасти. Депутат отметил, что сегодня медицинские освидетельствования проходят достаточно формально, а человек получает справку на 10 лет, и все это время никто, с точки зрения медицины, с него ничего спросить не может.
«Все мы хотим, чтоб на наших дорогах было безопасно. Все мы хотим, чтобы за руль не садился человек, который по каким-то своим заболеваниям не имеет права управлять транспортным средством», - сказал он, дополнив, что хорошая идея оказалась испорчена своей реализацией. «Сделали огромнейшие цены, появились огромные очереди, людям ничего не объяснили. Это к тому, какие законы принимаются, и что потом получается», - сказал он.
В качестве решения проблемы Менделевич предложил сделать одним из пунктов диспансеризации «возможность управления транспортным средством», - но пока это лишь фантазии.