Posted 20 ноября 2020, 10:27
Published 20 ноября 2020, 10:27
Modified 20 августа, 15:34
Updated 20 августа, 15:34
Иван Ашруков родился 21 мая 1947 года в Дмитриев-Льговском Курской области. Учился на электрослесаря. Был призван в армию и служил в Ульяновске, где решил связать свою жизнь с церковью. В 1969-м начал служение. В 1973 году Ашруков был пострижен в монахи, став Феофаном.
В 1977 году он впервые выехал за границу с духовной миссией в Иерусалим. В 1984-м Феофан служил в Арегнтине, в 1989 году — в Египте. Четыре года спустя вернулся в Россию, раздираемую конституционным кризисом.
Во время «Октябрьского переворота» Феофан лично участвовал в переговорах сторон, приезжал в осажденный Верховный Совет, призывая депутатов начать переговоры с командой Бориса Ельцина. После был отправлен в Калининград, затем — в Сирию, после — в Магадан.
В 2003 году Феофана назначили епископом Ставропольским и Владикавказским. Он устраивал массовые крещения — православие приняли десятки тысяч человек. В Северной Осетии его много критиковали, заявляя о строительстве богатых резиденций и издевательстве над священниками.
На Кавказе Феофан оказался в эпицентре трагических событий 2004 года в Беслане, где террористы захватили школу. Митрополит был на месте событий — выносил детей из-под обстрела на руках. Позже он подробнее рассказал об этих событиях.
В 2011 году Феофан переведен в Челябинск. Годом позже он получил сан митрополита. Затем был отправлен в Ульяновск, в июле 2015-го возглавил Татарстанскую митрополию. Это стало золотой вехой развития Русской православной церкви в мусульманском регионе.
«Это человек очень умный, с огромным опытом работы именно в мусульманских регионах. Он хорошо знает Ближний Восток и мусульманский мир», — заявлял тогда протодиакон Андрей Кураев «Бизнес Online». Говорить о деятельности Феофана после его кончины он не стал.
Строительство собора в центре Казани стало большой победой Феофана, говорящей о нем как о грамотном политике. Воссоздание здания взял на себя фонд «Возрождение» первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Он же восстановил остров-град Свияжск.
Феофан внес большой вклад в развитие православного образования и воссоздание заброшенных церквей в Татарстане. Во многом благодаря ему республика избегала межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Его заслуги в этом отмечали на федеральном уровне.
Соболезнования в связи со смертью Феофана выразило руководство и священнослужители Татарстана. На данный момент неизвестно, кого назначат митрополитом, однако от этого решения будет зависеть, удастся ли сохранить хрупкий мир в республике.
Глава Татарстана Рустам Минниханов первым выразил соболезнования. Позже к нему присоединился Госсоветник республики Минтимер Шаймиев. «Бесконечно сожалея о столь невосполнимой потере, искренне надеемся, что дело владыки Феофана в Татарстанской митрополии будет достойно продолжено и преумножится новыми свершениями», — написал Минниханов в телеграмме патриарху Кириллу.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что смерть митрополита стала тяжелой утратой для республики. По его словам, имамы потрясены случившимся. «Невероятной энергией, открытостью, настойчивостью в достижении поставленной цели и огромным опытом работы он снискал авторитет, глубокое уважение широкой общественности республики. Он был человеком блестящего ума, с богатым духовным миром, отзывчивым и милосердным», — сказал он.
В разговоре с корреспондентом Inkazan экс-глава католического прихода в Казани отец Диогенес Уркиза рассказал, что он запомнил Феофана как человека умного и действенного, добавив, что «впечатляла его сила духа». «Мы с ним немного говорили на испанском языке, поскольку он в свое время служил в Аргентине и был знаком с Папой Франциском, нам было о чем с ним поговорить», — сказал он, выразив соболезнования в связи со смертью митрополита.
Действующий настоятель прихода Андрей Старцев заявил Inkazan, что Феофан был «человеком неспешным, не скорым на какие-то резкие суждения, ко всему относился трезво». «Кого бы не поставили (митрополитом — Inkazan), я думаю, что ситуация в республике обязует к взвешенности и мудрости. Патриархия знает о межконфессиональном согласии, к которому стремится республика, и будет это обязательно учитывать. В любом случае, межконфессиональный мир не только зависит от глав, но и от общего отношения среди простых людей и рядовых служителей церкви», — сказал он.