Около 20 человек собралось накануне на пятачке на улице Фиалковая — это жители поселков Привольный, Вишневка и Новая Вишневка. После акции с детьми, которые выложили своими телами слово «школа» на заснеженном поле, им вновь назначили встречу представители городских властей. На этот раз поговорить с жителями приехали руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров и детский омбудсмен по Татарстану Ирина Волынец. Глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин вопреки ожиданиям не явился.
«Здоровье у детей упало. Снизилась успеваемость. Все учителя говорят нам о том, что ребенок спит на уроке, не может активно участвовать в уроке. Наши дети далеко ездить устали», — описала ситуацию жительница Новой Вишневки Эльвира Гилязова.
Впрочем, то, что поселкам нужна школа, сомнений не вызывает ни у кого. Акция с детьми в снегу не стала поворотным моментом — построить школу обещали и раньше. Например, 19 марта прошла встреча в администрации Советского района, образовательное учреждение было основным вопросом в повестке. Причина негодования жителей — неопределенные сроки строительства и многолетние отписки, из-за которых властям перестали доверять.
«В том-то и дело, что сроков никаких нет. Мы каждый год получаем письма о том, что будет в последующие годы это дело рассматриваться. У нас с 2012 года есть письма о том, что будет планироваться. Общественный транспорт у нас тоже отсутствует. В 2012 году мы выиграли суд о том, чтобы нам пустили автобус, и с 2012 года мы не видим автобуса», — рассказал председатель ТОС поселка Привольный Марат Вагизов.
Спойлер: на этой встрече под объективом камер и при направленных на него диктофонах Гафаров тоже не назовет дату.
Сейчас казанцам — а поселки относятся к Советскому району — приходится возить учеников в школы преимущественно Приволжского района. Это не только долго, но и дорого.
«[Местный] родитель является для школ Приволжского района каким-то второсортным. Ему говорят оплатить подготовишку за 2-3 месяца вперед и, извиняюсь за выражение, приходится договариваться о зачислении. Это ни для кого не секрет», — рассказал один из жителей.
Пока поселки боролись за строительство школы, землю по кусочкам отдавали под индивидуальное жилое строительство. Поэтому и мост, и дороги, и газопровод пришлось выбивать через различные инстанции. Гафаров на встрече оправдывался, что поселки присоединили к Казани уже с собственниками на этих участках.
Но территория под школу все-таки осталась. А по чертежам жителей на участке на улице Фиалковая в поселке Привольный хватит места даже для строительства детсада и парка. Дошкольное учреждение тоже нужно: на весь жилой массив построен один объект на 140 мест при потребности более тысячи мест. По словам активистов, в учреждение не могут попасть даже люди, проживающие через дорогу от садика.
Но самое главное пока — школа. Типовой проект на 1 224 места включает 2 бассейна, 2 спортзала, огромный актовый зал. Перед началом строительства его нужно «приземлить» — спроектировать с учетом коммуникаций. А это стоит денег.
«Мы будем обращаться к президенту, чтобы нам дали финансирование на проектирование этой школы <…> Нам бы очень хотелось, чтобы в этом году началось проектирование, и мы будем это просить», — заявил Гафаров.
В поселках несколько раз проводили импровизированную перепись школьников — и силами жителей, и администрации района. Данные отличаются в разы — из-за этого противоречия тормозится строительство школы, уверяют власти.
«По одним данным, там зарегистрировано 220 детей, по другим данным — тысячи. Нам нужна реальная картина. Нам нужно, чтобы мы получили от вас заявление матерей. Вас РОНО (управление образования — Inkazan) обходило. Получилась интересная информация. У нас детей в Привольном, Вишневке, Новой Вишневке получилось больше, чем проживающих взрослых вместе взятых. 8 тысяч мы насчитали людей, а детей — 9 тысяч», — отметил Гафаров.
Когда глава исполкома повторил число «220», родители не выдержали:
— 3 тысячи детей! Не надо такие цифры говорить! 200 только многодетных семей. Не называйте на публику такие цифры.
— У меня официальные цифры: 224 человека зарегистрированы, — настаивал Гафаров.
Такое несоответствие возникло потому, что родителям приходится прописывать своих детей в других районах города, чтобы получить место в школе. Сейчас они опасаются, что при подаче списков с фактическим местом проживания учащихся могут отчислить. Омбудсмен Волынец заверила, что этого не произойдет, а в случае чего ее аппарат готов помочь.
В итоге сошлись на том, что жителям придется составить подробные списки детей с разбивкой по возрасту и местом регистрации. Читай: оформить школьников по месту проживания.
Вопрос «почему не построили раньше» прозвучал не единожды. И каждый раз Гафаров подкидывал новые аргументы. То беби-бум в Казани, то поселки разрослись неожиданно быстро.
«Когда появился здесь детский садик, задавали вопрос, кто будет в него ходить. Я тогда еще был главой (Советского района — Inkazan). Сейчас в этот садик ходит на 25% больше номинального количества», — заявил Гафаров.
А когда его попытались упрекнуть в том, что власти не владеют информацией о количестве детей, руководитель исполкома ответил, что численность постоянно меняется. И вообще — участок под школу сохранился, значит проблему не игнорировали, считает чиновник.
Ответ на главный вопрос встречи — когда построят школу — так и остался загадкой. Гафаров прокомментировал это так:
«Еще раз, чтобы не быть пустословом. Мост планировали 5-6 лет, мы никак его добиться не могли (речь о мосте через Ноксу, который ввели в 2020 году — Inkazan). Потом мы его, слава богу, спроектировали. Сейчас первый наш шаг — попросить на проектирование [школы]. Когда есть проект, дальше намного проще. Мы можем в любую федеральную программу войти. Это может быть, условно говоря, если готовый проект есть, осень, может быть следующий год. Я вас обманывать не хочу».
В поселках есть проблемы с водой, а это тоже может затормозить строительство такого крупного объекта. Но проблема решается: МУП «Водоканал» проектирует коллектор, заявил первый замглавы администрации Советского района Андрей Яковлев.
Тогда почему школу в Куюках начали строить через несколько дней после поручения главы РТ?
«Там же многоквартирные дома были, там железки. Вот в чем вопрос-то», — лаконично объяснил Яковлев, видимо, подразумевая наличие коммуникаций в Куюках.
От школьного автобуса — его пуск тоже уже обсуждался — жители не отказываются, хотя претензии к организации есть. Местные опасаются, что транспорт с детьми выстроится в такие же утренние пробки, как и родители.
«Наше предложение — изыскать все возможности и решить вопрос с дорожным движением на улице Атнинская, 2-я Центральная. То ли это будут запрещающие знаки, чтобы соседние села могли ехать спокойно по центральной улице, а не сходя на наши дороги, то ли еще что-то», — предложил местный житель Артем Владимирович.
Из других планов исполкома на этот год — проложить тротуары и провести освещение в Привольном, это будет первый этап работ. Затем доберутся до Вишневки, но это будет уже второй этап.
И без того узкие дороги весной становятся полосой препятствия для пешеходов. Корреспондент Inkazan обошел все три поселка: водители здесь вежливые и почти всегда притормаживают, чтобы не окатить человека из лужи. Но вернуться с прогулки даже по центральным дорогам с чистыми ботинками и брюками практически невозможно. Шаг влево — и вы по колено в сугробе, шаг вправо — наступили в жижу. А по периферийным улицам текут не то что ручьи, а целые потоки. Корреспондент Inkazan заметил местную жительницу, которая лопатой пыталась изменить русло такой «реки», чтобы сделать проход к дому.
Строительство социальных объектов, тротуаров, установка уличного освещения — все эти вопросы не решаются в поселках годами. А те, что решаются, то только благодаря настойчивости местных. Их эмоции можно выразить следующей речью жителя:
«Почему надо было доводить до такого состояния? И одни шаблонные ответы — отсутствие финансирования, возможно, будет рассмотрено в последующие годы по мере поступления финансирования. Ну что мешало?! Универсиаду прошли, чемпионат мира по водным видам спорта прошли, чемпионат мира по футболу прошли, а на нас не хватило. Это же обидно».