Posted 6 марта 2020, 08:40

Published 6 марта 2020, 08:40

Modified 11 сентября 2022, 18:26

Updated 11 сентября 2022, 18:26

Важные 5% города: В Казани обсудили развитие исторического центра

6 марта 2020, 08:40
Доступное жилье в центре Казани, автобусы по главным улицам, новые «точки роста» у Кремля, ЦУМа и Ж\Д вокзала: эксперты обсудили концепцию развития исторического поселения, которая определит рост и формирование города на ближайшие 10-15 лет.

Создание концепции «Центр Казани – устойчивое развитие» было инициировано два года назад главой Татарстана Рустамом Миннихановым. Он поставил задачу разработать единую методику проектирования на территории исторического центра Казани и сохранить историческое наследие города.

Группу по разработке Концепции возглавил мэр Казани Ильсур Метшин. Работу планировали завершить в июне 2020 года. Авторы концепции должны внести изменения в правовые документы, регулирующие строительство в историческом центре города и изменить порядок его согласования. В градостроительный регламент планируют внедрить правила работы на территории исторического центра и архитектурный конструктор, которым смогут руководствоваться застройщики. Концепция развития будет действовать в ближайшие 10-15 лет.

Итог близок

Сегодня в центр города застройщики и девелопмент идут с большим опасением, так как сложно соблюсти все нормы, закрепленные в градостроительных нормах. Все это притормаживает развитие центральной части города. Новая концепция должна облегчить эту работу и оживить центр города, заявили на мероприятии.

«Я надеюсь, что итогом разработки концепции станет понятный для всех план - каким образом мы будем работать в центре города. Понятный и для архитекторов, для инвесторов, застройщиков и для нас – жителей города», - заявила Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, обратив внимание на то, что эта тема неблагодарная и очень тяжёлая. Тухватуллина занимает должность с октября 2019 года, до этот пост занимала Татьяна Прокофьева, сложившая полномочия в июне того же года.

В феврале этого года в Казани прошел форум, на котором архитекторы из 10 городов России и 13 городов-исторических поселений Татарстана, а также эксперты из-за рубежа обсуждали концепцию развития центра исторического поселения столицы Татарстана. Вчера помощник главы республики Олеся Балтусова заявила, что, прошедший форум – это самое массовое и самое открытое мероприятие за все два года работы, в остальном же работа «плотная и замкнутая». Она пообещала «скоро представить концепцию».

По словам Балтусовой, впереди еще 3-4 месяца плотной работы, но пока еще даже проектная группа не смогла сформулировать все понятия. Она дополнила, что изучив различные практики и ознакомившись с концепцией исторических поселений, разработанных министерством культуры России экспертная группа поняла, для мегаполисов и активно развивающихся больших городов эта концепция не дает нужного механизма. Поэтому, по словам Балтусовой, когда стратегия развития будет полностью подготовлена, они предложат свою методику другим крупным городам России и рекомендуют ее через федеральное министерство.

«Мы видим, что востребованность есть, и у больших городов, которые имеют статус исторических поселений, у них есть этот запрос», - сказала она.

Концы в воду

Олег Маклаков, казанский архитектор, руководитель проектной группы начал свое выступление с того, что нужно целиком охранять исторические поселения, а не вырванные из контекста памятки. Так как когда остаются 1-2 дома, а рядом возникают высотки – это не имеет смысла и отдельное сохранение объектов не приводят к желаемому результату.

Он напомнил, что Казань была одним из первых крупных городов, где было принято положение об историческом поселении.

Историческое поселение – это старое историческое ядро. В Казани в него входят центральные улицы начиная от Кремля и до улицы Вишневского, плюс Адмиралтейская и Пороховая слобода, район улицы Гладилова. Общая площадь территории составляет порядка 23 квадратных километра это 4-5% от общей территории нынешнего города.

«Территория, если измерять в квадратных метрах, небольшая, но если измерять в ее ценности и роли, то она ключевая», - считает Маклаков.

Само положение об историческом поселении было принято раньше, но возникла сложность с пониманием термина и предмета охраны. Архитекторы знают, как работать со зданиями, но целое поселение – это набор таких объектов, плюс ландшафт, планировка, композиция и взаимосвязь. Также сложность заключается в том, что города-миллионники находятся в постоянном развитии, и нельзя зафиксировать какой-то определенный временной этап.

Сейчас в центре города действует лишь одно ограничение – высота. Вблизи Кремля нельзя строить здания выше пяти этажей. Остальные запреты носят общий характер и лишь уточняют, что здания «должны соответствовать исторической застройке». Все это порождает сложности. Новой концепцией эксперты пытаются создать «архитектурный конструктор» для формирования застройки, который решит вопрос развития и сохранения.

Маклаков признал, что территория миллионного города не должна быть законсервирована как музей, а должна развиваться. По мнению эксперта, когда пришло понятие «право собственности», то акцент развития общей территории переместился на локальные участки и на первый план вышли интересы отдельных владельцев. Вопросы комплексного развития остались за бортом.

Обсуждая концепцию, специалисты пришли к выводу, что периферия исторического центра недостаточно развита, и чтобы исправить эту ситуацию, они предлагают развивать «поперечные связи». Но есть определенные препятствия – зона, прилегающая к железной дороге, и территория вдоль левого берега Казанки, где эти связи недостаточно развиты. В качестве решения проблемы они предложили организовать выход центра города к двум большим акваториям.

Сейчас в столице Татарстана идет работа по освоению Казанки, а также разрабатывается проект развития набережной Кабана, и есть много разговоров по набережной Волги, но идут они еще с 2015 года – пока все без изменений.

«Без этих поперечных связей эти замечательные проекты не прозвучат на 100%, потому что трудная доступность этих территорий от исторического центра», - считает Маклаков. При этом он дополнил, что развитие этих связей должно вывести территории на другой уровень и дать им толчок для роста.

Возвращение исторических маршрутов

Один из ключевых вопросов, по мнению экспертов, это переформатирование и вывод участка железной дороги, которая исторически отрезает центр от Волги. Специалисты предлагают развивать и более интенсивно эксплуатировать кольцевую электричку, которая бы ездила через Северный вокзал, Юдино и возвращалась по берегу Казанки. Также Маклаков напомнил, что по генплану проектируется отрезок Большого Казанского кольца (БКК). И задача экспертов сделать так, чтобы он не стал дополнительным препятствием, а позволил обеспечить транспортом центр, не отсекая будущие переходные потоки от будущей набережной.

«Нужно больше пространства, больше внимания отдавать пешеходному движению», - сказал Маклаков, при этом обратил свое внимание, что возможность сделать это придет с решением вопроса с общественным транспортом. По его мнению, то, как дорожная сеть развивается в генеральном плане, позволит обеспечить связь между центром и периферией.

«Мы выявили очень большую неравномерность. Если говорить проще, то все маршруты транспорта у нас идут по улице Татарстан и по улице Московской. Не обеспечены транспортом улица Кремлевская, а с учетом того, что это еще и в горку нужно подниматься, то ходить туда пешком практически не возможно. Точно так же плохо обеспечена приволжская часть, все что касается улицы Нариманова и дальше. И, конечно же, отсутствие общественного транспорта не стимулирует пешеходное движение, а стимулирует личный транспорт», - сказал эксперт.

Вопрос с постоянными пробками в центре Казани и переполненности этой части города автомобилями стоит уже давно. Так, мэр Казани Ильсур Метшин заявлял, что на данный момент в столице Татарстана число машин достигает 438 тысяч. Власти говорят о необходимости сократить автомобильные потоки и организуют все новые платные парковки, но все это остаётся безуспешным, и автоэксперты утверждают, что ситуация только ухудшается.

Чтобы развивалось пешеходное движение, должна работать система общественного транспорта. Вчера Маклаков предложил новый вариант - создать сеть локальных маршрутов, которые бы возили пассажиров от глобального кольца общественного транспорта по центру. Это могут быть пара исторических трамвайных маршрутов или современные микроавтобусы. В дорожной основе эксперты предлагают использовать историческую схему движения трамваев. Журналисты резонно поинтересовались у спикеров, будут ли окупаться такие маршруты, ведь раньше на улице Кремлевской уже ходили автобусы и стояли остановки, но маршрут себя не окупил – его убрали.

На это Маклаков ответил: «Не знаю, что первично: экономика или инфраструктура. Иногда активности требуют развития инфраструктуры, а иногда специально развивают инфраструктуру, чтобы обеспечить и создать активность на территории. Это взаимосвязанные процессы».

В качестве примера другой член проектной группы Мария Леонтьева рассказала, что на улице Большой Красной множество пустых зданий, собственники которых заявляют, что не используют эти помещения из-за отсутствия трафика – они не могут спрогнозировать никаких экономических моделей.

Кроме новых локальных маршрутов, эксперты напомнили, что параллельно идет большая работа по Казанке, и у них уже предложены варианты водного общественного транспорта, разработаны зоны причалов. Но к этому спикеры отнеслись скептически, отметив, что в Казани бывает зима и этот вид транспорта скорее туристический, вряд ли кто-то будет ездить на работу на катере. Но главный казанский архитектор дополнила, что сейчас все же разрабатывается взаимодействие между берегами Казанки, и когда появятся результаты, ими поделятся с жителями.

Пустующая улица Баумана

Говоря о развитии исторического центра, журналисты затронули пешеходную улицу Баумана, которая сейчас пользуется популярностью только у туристов. Раньше до 1935 года по Баумана ходил трамвай, с 1948 года - троллейбус. Пешеходной стала в 1986 году. Сегодня можно наблюдать, как падает активность улицы от «Кольца» до Кремля. На это Маклаков ответил, что раньше были большие программы вроде «Тысячелетия Казани» и «Универсиады», во время которых решались сиюминутные и представительские задачи.

«Была задача сделать парадную улицу Баумана, при этом ресурсы были брошены на локальную задачу, а целым пожертвовали. Сейчас прошел этап этих развитий, мы уже показали, что у нас все круто, сейчас нужно заняться собой», - сказал он.

Доступное жилье в центре и новые потенциальные места

Кроме развития общественного транспорта и еще большей централизации города, разработчики концепции предлагают разрабатывать новые точки роста. В качестве такого места эксперты предлагают территорию под Кремлем в увязке с Ж\Д вокзалом. Также, по их мнению, необходимо вернуть активность в зону Ж\Д за счет реконструкции самого вокзала. Среди других «необходимостей» концепции – развитие зеленой зоны между ЦУМом и Дворцом спорта, создание зон активности на пересечении улиц Татарстана и будущего БКК. Кроме этого необходимо, чтобы в историческом центре росло количество постоянных жителей. Сейчас программа ликвидации ветхого жилья лишила эту территорию местного населения.

«Необходимо создание ряда преференций, чтобы в наш центр могло входить не только элитное жилье, но и жилье более доступное», - заявил Маклаков, дополнив, что это связано с экономическим ростом и уменьшением сезонности и эмиграции населения. Сейчас в Казани жилье сосредоточенно на периферии, а в центре работают деловые офисы. Из-за этого территория вечером или в выходные пустеет, особенно отчетливо это видно на улице Кремлевской.

Снизить стоимость квартир в центре города, по мнению эксперта, возможно за счет снижения требований, к примеру, к обеспечению территорий спортивными площадками, уменьшению требований по парковки. Но, отвечая на вопрос, «где же тогда ставить машины», архитектор заявил - «Нигде».

«Есть очень большой класс жителей, например, студенты, IT-шники, люди которые налегке по жизни двигаются и им интересно находиться именно в таких культурных и исторических центрах. У них требования абсолютно минимальные – нужен только угол, а дальше ему нужен весь город со всеми «интересностями». Формат этого жилья у нас закрыт в силу того, что нормы проектирования заточены больше на освоение периферийных территорий, связных с советскими нормативами», - сказал он, дополнив, что все это накладывает дополнительные финансовые ограничения и подрегулировав эти вещи, можно дать застройщикам возможность занять больше территории и меньше занять объемы пространства.

Его слова подтвердила и Тухватуллина, заявив, что сейчас застройщики хотят вернуться в центр и готовы строить «небольшие, соразмерные историческому центру квартальчики».

Современная застройка в центре

Эксперты сразу сказали, что хотят уйти от тенденции «псевдоисторизма» и не будут лепить на новые здания пилястры. Их задача - выйти на более широкое и более глубокое понимание преемственности.

«Есть принципы организации застройки, принципы отношения к соседним зданиям, принципы формирования самих объемов зданий – это они являются ключевыми. А внешние факторы должны соответствовать эпохе развития. Мы же не носим фраки и жабо, мы одеваемся современно. Но в той или иной ситуации у нас есть модели поведения, и мы хотим выявить такие модели для пространства», - сказал Маклаков, пообещав оставить возможность развиваться современным видам архитектуры, не нарушая принципы структуры исторических поселений.

Для каждого вида застройки будут свои регламенты, причем жесткость требований будет отличаться в зависимости от удаленности от исторического центра. Самые «жесткие» правила будут на улицах Карла Маркса, Большой Красной, Горького, Баумана, Профсоюзной, Островского в нижних частях улиц Тукая, Московской и в Старо-Татарской слободе.

Обычные жители, живущие в центре, тоже должны будут согласовать индивидуальные дома. Но архитекторы понимают, что не у всех есть финансовая возможность нанять специалистов высокого уровня, концепция позволит разработать механизмы по выбору типовых проектов, подходящих именно для них.

Подпишитесь