Posted 29 июня 2019, 15:01
Published 29 июня 2019, 15:01
Modified 17 сентября 2022, 16:10
Updated 17 сентября 2022, 16:10
Новая должность Нагуманова
В понедельник указом главы РТ Рустама Минниханова Тимур Нагуманов был освобожден от должности бизнес-омбудсмена РТ. В тот же день он был назначен и. о. главы исполкома Альметьевского района. Его предшественник на этой должности Айрат Хайруллин на прошлой неделе стал министром информатизации и связи РТ.
Комментируя свое назначение, Нагуманов заявил, что в Альметьевске «должна развиваться экономика, бизнес, а также главная сила республики — компания «Татнефть» и что нужно сделать так, чтобы альметьевцы гордились тем, что живут в этом городе. Этим высказыванием он фактически дискредитировал работу своего предшественника.
Сын экс-министра финансов Дмитрия Нагуманова родился в Казани в 1983 году. Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт. Начал карьеру в частных структурах, связанных с находящимся под следствием экс-предправления ПАО «Татфондбанк» Робертом Мусиным.
Нагуманов руководил Дрожжановским районом, в 2013 году был назначен бизнес-омбудсменом РТ. Все шесть лет работы Нагуманов умело обходил стороной громкие ситуации. Теперь ему предстоит применит навыки дипломата в Альметьевска, где базируется ПАО «Татнефть», отстаивая интересы крупной нефтяной компании.
Отсутствие крупных скандалов и положительная оценка работы омбудсмена властями Татарстана — в большинстве своем заслуга PR-агентства «Теория Дарвина». Оно проводило большое количество мероприятий, привлекая к участию лояльных бизнесменов и таким образом формируя положительный имидж власти.
По словам собеседника Inkazan, сотрудничество с аппаратом бизнес-омбудсмена приносило агентству убытки. Мнения руководителей «Теории Дарвина» — Владимира Путилова и Ленара Файзутдинова — относительно того, продолжать ли работу с новым уполномоченным, разошлись. Первый выступает за, второй — против.
Однако сегодня «Теория Дарвина» получает крупные заказы от властей региона, в том числе касательно выборов в Госсовет РТ в сентябре этого года. В перспективе агентство может получить заказ на сопровождение крупнейшего политического события в Татарстане: выборов главы республики в 2020 году.
Нагуманов займет должность, от представителей которой ему приходилось защищать бизнес. Ему предстоит пройти демократическую процедуру: стать районным депутатом и победить в голосовании народных избранников. Вариант, что они выберут не ставленника региональных властей практически исключен: в Татарстане не было таких прецедентов.
Кандидатура преемника Нагуманова на посту бизнес-омбудсмена неизвестна. Казанский Кремль преемника не анонсирует. По словам официального представителя региональных властей Лилии Галимовой, сейчас идет обсуждение. Оно продлится до следующей недели: 4 июля Нагуманов сам проведет заседание Совета по предпринимательству при главе РТ.
Шигабутдинов-младший во главе «ТАИФа»
В среду тогда еще гендиректор группы компаний «Татаро-американские инвестиции и финансы» («ТАИФ») Альберт Шигабутдинов в интервью «Ведомости» заявил, что намерен покинуть должность, которую занимал в течение 24 лет. Он предупредил, что ГК предстоит пройти переходный период, а сам он хотел бы принять участие в формировании новой команды компании.
Должность ожидаемо была передана по наследству старшему сыну экс-гендиректора Руслану, который до этого занимал пост замгендиректора компании по корпоративному управлению собственностью и инвестициям. Кандидатуру на рассмотрение внес Минниханов. Впоследствии он заявил, что «не воспринял сразу» смену поколений.
Шигабутдинова-старшего он охарактеризовал как глыбу и настоящего «генерала производства». Смена руководства будет идти постепенно — экс-гендиректор стал советником своего сына. А значит будет иметь возможность скорректировать его решения. В ближайшее время ГК столкнется с рядом непростых задач.
В перспективе это смена власти республики, при том что основными активами «ТАИФа» владеет действующее руководство. Вполне ожидаем и уход от дел главного лоббиста компании — первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Шигабутдинов фактически был его адьютантом, не попадая с неоднозначные ситуации и исполняя волю руководителя ГК.
Еще одно испытание — настойчивый интерес к компании и ее активам со стороны лидеров рынка нефтяной промышленности России. Судя по всему, «ТАИФ» подстраховался на этот случай — из состава ГК выведены структуры, напрямую не связанные с нефтехимией, но обладающие необходимой для функционирования этой отрасли в республике инфраструктурой.
Выдвижение Алтынбаева в Госсовет
Всю неделю проправительственные Telegram-каналы обсуждали экс-мэра Набережных Челнов и одного из лидеров «бунта глав» Рафгата Алтынбаева. В 1998 году после неудачной попытки занять пост спикера Госсовета РТ он покинул республику и вернулся 21 год спустя. Местные СМИ сообщали, что активисты попросили его баллотироваться в законодательный орган, собрав необходимое число подписей.
Однако это больше напоминает продуманную PR-кампанию, чем организованное волеизъявление народа. Алтынбаева нельзя назвать «желательной» фигурой в Госсовете РТ. После «бунта глав» он серьезно испортил отношения с Шаймиевым, до сих пор влияющим на политику Татарстана. Нападки Telegram-каналов были плохо проработаны с точки зрения фактов за исключением поста «Шалтай Бабай», вспомнившего ДТП с участием брата Алтынбаева — Рустама.
В 1996 году он сбил четверых подростков, переходящих дорогу по пешеходному переходу. Трое из них погибли, один стал инвалидом. Как сообщал «Коммерсант» в 1998 году, приговор виновнику аварии был вынесен под давлением общественности. Люди собрались у здания городской администрации, требуя объективного расследования. Изначально в ДТП обвинили грузчика, работавшего в фирме брата мэра. Якобы он управлял автомобилем.
Но он исчез, в то время как родители потерпевших пожаловались в Генпрокуратуру России. Брат теперь уже экс-мэра долго игнорировал повестки о необходимости ознакомиться с материалами дела, ссылаясь на болезнь. Однако он был осужден к 5 годам лишения свободы в колонии-поселении. Родственники погибших посчитали приговор слишком мягким, связывая это с высоким постом, занимаемым Рафгатом Алтынбаевым.
В четверг политик подал документы на участие в выборах в Госсовет РТ в Центральный избирательный комитет. Помимо Telegram-каналов, против Алтынбаева была направлена «тяжелая артиллерия» — упомянутое выше PR-агентство «Теория Дарвина». По словам собеседника Inkazan, оно будет продвигать соперника Алтынбаева, еще одного кандидата из автограда — главу строительной ГК «Профит» Марселя Мингалимова.
Год работы минмолодежи
На этой неделе исполнился ровно год как экс-замглавы исполкома Казани Дамира Фаттахова представили в качестве руководителя созданного прошлым летом министерства по делам молодежи РТ. Оно отпочковалось от минспорта РТ после протестов с участием молодежи в 2017 году, когда федеральное правительство осознало необходимость работы с этой группой населения.
Фаттахов известен как член команды мэра Казани Ильсура Метшина и человек, называвший «Учителем» бизнесмена Яна Айзенштата, которого собеседники Inkazan связывают с сайентологией. Новое ведомство разместилось в усадьбе Апанаевых, купленной для него за 125 млн рублей.
Перед ним была поставлена масштабная задача — создать программу капремонта летних лагерей. В конце прошлого года Минниханов раскритиковал Фаттахова за ее исполнение. После этого работа усилилась. Помимо продуктивных идей появились странные предложения. Например, превратить лагерь под Нижнекамском, жители которого жалуются на экологию, во второй «Артек».
За прошедший год министерство критиковали за слабую работу с «ребятами у подъезда» и акцентирование внимание на активистах молодежного движения. Фаттахов признал, что просто «загнать» неблагополучных подростков в объединения не получится. Однако как выстраивать с ними отношения — неизвестно.
В октябре прошлого года Фаттахов заявил, что пока ему доверено руководить министерством, «дух комсомола будет жить». Известны первые результаты: 50-летний президент татарстанского «КВНа» Андрей Кондратьев возглавил общественный совет при министерстве. Что может этот орган посоветовать ведомству, если молодость его руководителя прошла еще в советские годы?
В начале текущего года минмолодежи представило стратегию своей работы. «Молодежь — разная. Если мы не актуальны, молодежь выбирает не нас», — гласит главный вызов министерства. В то же время из документа не ясно, какие именно шаги оно будет предпринимать, для того, чтобы быть #наоднойволне с молодым поколением.
Расселение аварийного жилья
Программа расселения аварийного жилья стартовала в Татарстане в 1995 году с Казани. Город готовился праздновать 1000-летя, снося постройки в центре и бесплатно выдавая их жителям 48,6 тысячи квартир на городских окраинах. Первая волна программы завершилась в 2004-м, в 2013-м стартовала вторая.
Предполагалось, что федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ выделит 4,3 млрд рублей, Татарстан — 5,4 млрд. Однако республика сократила участие в программе до 198 млн. Проб бесплатную раздачу квартир речи уже не шло, а выкуп площадей проводился из расчета чуть больше 11 тысяч рублей за кв. м. Аварийщикам предлагали соципотеку.
Это неоднократно вызывало протесты людей, которые достигли пика после признания аварийными домов в центре Зеленодольска. Люди судились, не соглашаясь с оценкой состояния их домов и маленькой компенсацией, заявляя, что их фактически выгоняют на улицу. На этой неделе в соседнем с Казанью городе стартовало расселение жителей, которые отказались покидать дома.
Аварийщики заявляли, что на место прибыли судебные приставы и Росгвардия. В эту пятницу минстрой РТ представил программу третьей волны ликвидации аварийного жилья, рассчитанную на 2019–2025 годы. В нее вошли 136 зданий на 1 323 квартиры, признанные непригодными для проживания до 2017 года, в Казани, Чистополе, Агрызе и других районах Татарстана.
На их расселение направят почти 1 млрд рублей, из которых более 787 поступят от Фонда содействия реформированию ЖКХ. Жители аварийных домов в Казани получат квартиры взамен изымаемых на основании договора мены. Для жителей других районов выкупная цена составил 41 тысячу рублей за кв.м и увеличится до 46 тысяч в 2024 году.
В документе заявляется, что указанные цены — предварительные. Они могут измениться по результатам аукционов о выкупе помещений.