Posted 29 апреля 2019, 06:41
Published 29 апреля 2019, 06:41
Modified 12 сентября 2022, 03:24
Updated 12 сентября 2022, 03:24
Волжско-Камский заповедник является биосферным резерватом ЮНЕСКО с 2005 года, согласно решению президиума Международного координационного совета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ).
На сайте заповедника «Черные земли» указано, что «переходная зона определена как находящаяся по внешнему краю биосферного резервата, и в ее пределах могут располагаться населенные пункты. Именно здесь все заинтересованные стороны должны прийти к соглашению о совместной работе по управлению и устойчивому использованию ресурсов на благо всех живущих на данной территории людей». На переходных зонах должна быть снижена хозяйственная деятельность, до настоящего времени эта территория удовлетворяла этим требованиям. Нагрузка там была относительно невысокая, но теперь все может измениться.
«Строительство этих объектов — это страшный экологический риск для природы заповедника. Если мы заповедник окружим карьерами и предприятиями и сделаем из него большой парк, с нас могут и снять статус ЮНЕСКО, сейчас заповедник — это брендовый проект для республики. Но у нас переходная зона в российском законодательстве не предусмотрена, ее нужно инициировать, с законами нужно работать», — считает Нафиса Мингазова, заведующий кафедрой, природообустройства и водопользования КФУ.
Песчаный карьер планируют организовать в непосредственной близости от жилых посёлков — в 600 метрах от села Малые Ключи, и в 1,5 км от деревни Маёвка. Но это ещё не всё: генеральным планом предусматривается выделение территорий для возможного индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Больше всего земель под застройку планируют перевести к юго-востоку от села Малые Ключи — 240,17 га и к северо-востоку от посёлка Светлое Озеро — 74,5 га. Ещё 53,84 га — к северо-востоку от деревни Ивановское и 25,72 — в северной части поселка. В селе Большие Ключи к переводу предназначены 37,07га.
По мнению экологов, карьер — это бесконечный поток машин, который вывозит песок, плюс - инфраструктура для этого карьера — дома, дороги. Сейчас сам заповедник находится и в без того в очень плотной ситуации по антропогенным воздействиям. Рядом северная сторона Казани: промышленные зоны, «Казаньоргсинтез», с другой стороны проходят автомобильная и железная дороги.
Да и сам заповедник дорога разрезает пополам, на которую ляжет еще большая нагрузка. Плюс, есть угроза, что небольшие притоки, ручьи и озера, которые протекают на этой территории, при такой масштабной стройке будут менять направление, трансформироваться и высыхать, а соответственно воду не будет недополучать «жемчужина заповедника» Раифское озеро.
Местные жители давно пытаются защитить территорию от карьеров, а когда узнали, что к их поселку будет присоединен участок в 230 гектаров, начали бунтовать. По их словам, в новом генеральном плане предусмотрены очистительные сооружения, планируется прирост населения в 7,5 тысяч человек, хотя всего в Большеключинском сельском поселении живет 2 021 житель. Все эти изменения пройдут вблизи заповедника.
Формально в переходной зоне размещение населенных пунктов допустимо, но в данном случае размер имеет значение. Изменение генплана может полностью перекроить привычный ритм жизни жителей четырех поселков и спровоцировать исключение Волжско-Камского заповедника из числа резерватов ЮНЕСКО.
Поэтому жители Большеключинского сельского поселения в Зеленодольском районе Татарстана выступают против поправок в генплан.
«Если построят карьеры, то жизнь превратится в ад. Дорога к карьерам пойдет через заповедник, через село Бело-Безводное, там люди сейчас мучаются, у них под окнами КАМАЗы носятся так, что даже дома трясутся. Инфраструктура не предусмотрена ни под карьеры, ни под ИЖС. Это заповедная земля. Кроме того, все это планируется сделать в переходной зоне биосферного резервата ЮНЕСКО», — считает активистка Вероника Галеева.
Пресс-служба Зеленодольского района на запрос журналистов Inkazan ответила, что не владеет информацией по данной проблеме, предложив запросить ее у руководства заповедника. Глава района Тыгин не ответил на звонок журналистов.
Директор Волжско-Камского заповедника Юрий Горшков сказал, что заповедник не может принимать решения административного характера.
«Конечно, эта территория не входит в охраняемую зону, и наш контроль не распространяется на нее, но у нас есть свое мнение. Строительство приведет к отрицательному воздействию на экологические системы Волжско-Камского заповедника. Все эти самосвалы с песком будут проезжать по дороге, которая идет сквозь заповедник, что увеличит антропогенную нагрузку. Но у нас нет легитимных способов, это неподконтрольная нам территория, если бы это было в буферной охранной зоне, тогда бы могли бы принимать определенные шаги», — говорит Горшков.
Что может случиться, если строительство все же начнется, неизвестно, для этого необходимо выполнять специальные гидрогеологические исследования. Пока земля не переведена из земель категории сельского хозяйства в категорию земель промышленности.
«Я верю в человеческий разум, я верю, что наши депутаты понимают эту ситуацию, что правительство ценит заповедник. Человечество не должно рубить сук на котором оно сидит. Если мы вокруг будем делать бедные урбанизированные территории, состояние природы ни республики, ни Казани лучше не будет. Нам надо тщательнейшим образом сохранять природные участки, а уж Волжско-Камский заповедник особенно», — говорит Мингазова.
По ее словам, можно найти и другое применение землям вблизи заповедника. Этот участок можно сделать территорией экологического туризма, зоной экопоселения или развития народных ремесел. А не так жестко, грубо и топорно все испортить.
Экоактивисты выступили на заседании Госсовета, но там на их опасения министр экологии РТ Александр Шадриков ответил, что «готов включить в повестку дня этот вопрос на заседании научно-технического совета. Ту разработку, которую провела Нафиса Насыровна (Мингазова, профессор КФУ — Inkazan), мы изучили, конечно. Большое спасибо, но ваша обеспокоенность не совсем правильная. Нужно обоснование».
Редакция Inkazan отправила запрос в министерство экологии с просьбой прокомментировать ситуацию, на момент публикации ответ не поступил.
Активисты Общероссийского народного фронта пожаловался в минобразования РТ из-за большого числа нарушений, выявленных в школе поселка Васильево. Здесь же на закрытой и охраняемой территории в собственном доме живет Тыгин.
Скандалы затронули и чиновников района: заместителя Тыгина Фоата Шамсиева подозревали в злоупотреблении должностными полномочиями - он был признан виновным, приговорен к штрафу в 150 тысяч рублей и покинул должность. Следком РФ по РТ сообщал, что проведет проверку в отношении Тыгина в связи с этим делом.
Руководитель департамента ЖКХ Зеленодольска Олег Анисимов был арестован по делу о махинациях с арендой служебного Lexus.
Впрочем, районные власти умело отстраняются от решения проблем. Напомним, мусоросжигающий завод, против которого не первый год протестуют жители Казани и Осиново, планируют построить именно в Зеленодольском районе. Однако сдерживают натиск общества казанские и республиканские власти.