Итоги-2017: люди и события. Артем Хохорин и пытки в ОП Нижнекамска

11 декабря 2017, 10:47
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях, которые формировали новостную повестку, и событиях, которые задавали ее тон. В 2017 году, спустя 5 лет после трагедии в ОП "Дальний", вылившейся в громкое уголовное дело, в Татарстане разразился очередной пыточный скандал.

Широкую огласку он приобрел после гибели 22-летнего жителя Нижнекамска. Перед роковым шагом он записал видеообращение, где подробно рассказал о пытках в отделе УМВД Нижнекамска, после которых решился на суицид.

Трагедия произошла в конце октября. Тело 22-летнего Ильназа Пиркина обнаружили под окнами многоэтажного дома. Родственники погибшего обнаружили телефон с видеообращением, где молодой человек рассказывает о пытках, с которыми столкнулся в местном отделении полиции.

Пиркин рассказал, что сотрудники УМВД скрутили его на улице, после чего вывезли в лес и избили. В отделении его пытали «слоником» (надевали на голову противогаз и перекрывали доступ воздуха). Молодого человека таким образом заставляли взять на себя вину за серию краж аккумуляторов автомобилей. "Я не первый и не последний, но хочу, чтобы в дальнейшем такое не происходило", - заявил Пиркин на видео.

Подозреваемых задержали. Ими оказались сотрудники отдела по имущественным преступлениям нижнекамского УВД Гадель Рахимов, Игорь Филинов и Наиль Миндубаев. Сейчас они находятся в СИЗО. В их отношении возбуждено уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения".

После этого случая в правозащитные организации республики и правоохранительные органы стали поступать новые жалобы о пытках в полиции Нижнекамска. Потерпевшие рассказывали о том, как с ними, будучи задержанными, обращались полицейские.

В результате в декабре 2017 года следком возбудил новое уголовное дело, связанное с пытками в полиции Нижнекамска. Потерпевшим стал Ильназ Юнусов, которого задержали в октябре 2016 года.

По его словам, в отделе УМВД Нижнекамска полицейские надели на него наручники, пытались затолкать в рот тряпку. Далее стражи порядка заклеили Юнусову рот скотчем и применили пытку «слоник», а также угрожали изнасиловать карандашом. Таким образом, согласно версии следствия, полицейские выбивали у Юнусова признание в краже с территории промышленной зоны комплекса «ТАНЕКО».

Кроме того, в декабре следователи возобновили расследование дела об избиении Ильдара Камалеева в том же отделе полиции. По словам потерпевшего, полицейские, помимо рукоприкладства, надели на его голову черный полиэтиленовый пакет, чтобы он не мог дышать, а половая тряпка использовалась как кляп.

Расследование уголовного дела нижнекамских полицейских продолжается. Нынешний министр Артем Хохорин пришел на волне скандала в ОП «Дальний», сотрудников которого в марте 2012 года перед смертью обвинил в насилии задержанный Сергей Назаров. До этого Хохорин работал начальником организационно-аналитического департамента МВД России. Произошедшее в «Дальнем» стоило поста Асгату Сафарову, который руководил МВД республики 14 лет. Хохорину предстояло наводить порядок в кадрах. Однако произошедшее в 2017 году показало, что за 5 лет, по сути, ничего не изменилось и проблема насилия со стороны полицейских над задержанными остается актуальной. Однако сам Хохорин отказывается признавать проблему.

На праздновании 100-летия ОВД в ноябре министр заявил, что не нужно из-за нижнекамского случая «переносить накопившуюся желчь на многогранную работу всего МВД».

«Отдельные „диванные комментаторы“ пытаются в прессе и интернете раздуть нижнекамский случай до вселенских масштабов, перенося накопившуюся желчь на многогранную работу всего МВД. Согласен, что случай пренеприятный и в нем, несомненно, надо разбираться, детально разбираться», - сказал он 10 ноября.

За день до мероприятия, 8 ноября, Хохорин принял участие в открытии нового отдела полиции в приволжском районе - №9 (ОП «Сафиуллина» - бывший ОП «Дальний»). Там он заявил журналистам, что МВД постоянно борется с пытками в отделах полиции.

«Дальнего нет больше. Всё кончилось. Мы с этим боремся постоянно. Что бы там не говорили про Нижнекамск. С ситуацией в Нижнекамске разберутся следственные органы. Мы не можем комментировать. Это дело расследует следственный комитет. Внутренняя проверка еще не завершена, она идет параллельно с расследованием. Наша позиция принципиальная и непримиримая по вопросам всякого даже потенциального насилия. Говорить по Нижнекамску „да“ или „нет“ пока рано. Там может быть и да, может быть и нет. Будет „да“ — будут жесткие меры. „Нет“ — значит, обвинения с этих оперативников будут сняты», - заявил Хохорин.

Руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков в тот день отметил в беседе с Inkazan, что непримиримой позиции МВД и работы следственного комитета «недостаточно» для устранения этой проблемы. Одно из самых громких дел, связанных с применением пыток в полиции Татарстана, произошло в 2012 году.

Тогда задержанный житель Казани Сергей Назаров рассказал врачам больницы, куда его доставили из ОП, что подвергся насилию со стороны полицейских. Затем он умер. Приговор фигурантам уголовного дела вынесли в июне 2014 года. На скамье подсудимых находились 14 человек, самый большой срок - 15 лет колонии строгого режима. Остальные получили от 12 колонии строгого режима до двух лет колонии-поселения.

Помимо «нижнекамского случая» в 2017 году полицейские Татарстана очень часто становились фигурантами уголовных дел. В Набережных Челнах в июле этого года задержали главу ОБОП МВД по городу Даниля Закирова. Ему инкриминировали эпизоды по ст.286 УК РФ о превышении должностных полномочий, ч.3 п. б УК РФ (вымогательство в особо крупном размере), ст. 285 ч.3 УК РФ (злоупотребление полномочиями. Следователи утверждают, что Закиров вымогал имущество и деньги у одного предпринимателя. Мужчину били и угрожали ему убийством. Кроме того, в середине декабря 2014 года Закиров, по версии СК, задумал поджечь офис коллегии адвокатов, чтобы увеличить раскрываемость в своем отделе.

После этого пошла целая череда уголовных дел, связанных с челнинским ОБОП. 12 ноября фигурантом нового уголовного дела стал и.о. начальника челнинского отдела по борьбе с организованной преступностью Азат Садриев, занявший пост после задержания Закирова.

Садриева подозревают в «крышевании» организаторов проституции в Набережных Челнах. На следующий день Советский районный суд Казани отправил его под стражу до 12 января. Свою вину он не признал.

В этом году до суда дошло дело о пытках в ОП «Юдино», совершенных еще до известных событий в ОП «Дальний». Тогда юдинские полицейские связали задержанного «ласточкой» и избивали его, чтобы добиться признательных показаний. После этого полицейские оставили потерпевшего лежать на полу. В результате он скончался. Производство уголовного дела в отношении полицейских ОП «Юдино» не раз прекращали и заводили заново. В итоге, в этом году сотрудники УВД пошли под суд. Полицейских приговорили к условным срокам.

Еще одно дошедшее до судебных приговоров скандальное "полицейское дело" - «дело ОБНОН», одним из главных фигурантов которого являлся «правая рука» Хохорина – начальник полиции Казани Руслан Халимдаров. Помимо него, на скамье подсудимых оказались еще трое полицейских. Мужчин обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ («Похищение человека»), ч. 4 ст. 188 УК РФ («Контрабанда наркотических средств»), ч. 2 ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод»).

По данным следствия, в 2005 году фигуранты «дела ОБНОН» купили свыше 9 килограммов гашиша, чтобы создать видимость выявления международного канала поставки наркотиков. Покупка была сделала в казахстанском Костанае. Затем осужденные похитили местного жителя Сумбата Оганова. Мужчину вывезли с гашишем в Набережные Челны. Там фигуранты дела сфальсифицировали доказательства виновности Оганова в контрабанде и сбыте наркотиков. В декабре 2005 года мужчину приговорили к 13 годам лишения свободы. Но спустя 10 лет суд пересмотрел дело и признал его виновным лишь по одному эпизоду, приговорив к 8 годам колонии. За лишние 2,5 года заключения Оганову выплатили 500 тысяч рублей компенсации.

В результате Московский областной суд приговорил Халимдарова к 10,5 годам. Владимир Егоров получил 10,5 лет лишения свободы, Валерий Ковылин — 9 лет, Рашид Шайдуллин — 8 лет, Анатолий Ходько — 8 лет. Все будут отбывать наказание в колонии строгого режима.

Сейчас жалобы на жестокость полицейских продолжают поступать в правозащитные организации. В ноябре 2017 года сотрудники центрального аппарата прокуратуры Татарстана проанализировали жалобы граждан на пытки в УМВД по Нижнекамску за последние два года. По итогам проверки надзорное ведомство потребовало от Следственного комитета возбудить еще 3 уголовных дела в отношении полицейских — два по факту применения «неправомерных методов расследования» и один по факту сокрытия преступления. В настоящее время в одно производство объединены 9 уголовных дел по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 286 УК РФ (превышение служебных полномочий). Сейчас известно о семи потерпевших.

#Общество #Итоги-2017: люди и события #Новости #Итоги года
Подпишитесь