Итоги года: люди и события. Долгий батл между Салаватом и Элвином Греем

20 декабря 2017, 10:54
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях, которые формировали новостную повестку, и событиях, которые задавали ее тон. Этот год для татарской эстрады ознаменовался потерями и "битвой" двух исполнителей - корифея Салавата Фатхетдинова и молодой звезды Элвина Грея.

Татарская эстрада в этом году понесла утрату. 27 июля на 57 году жизни ушла из жизни Хания Фархи. Причиной назвали сердечный приступ. Певица гостила у матери в деревне в Башкортостане, ей стало плохо, но доставить ее в медучреждение не успели. В Башкирии и в Казани проститься с Фархи пришли сотни людей.

«Хания Фархи была самобытной артисткой, с невероятно мощной энергией, темпераментом, сценическим обаянием, сумевшей успешно реализоваться и в творчестве, и в личной жизни», - сказал Рустам Минниханов в телеграмме с соболезнованиями семье артистки.

Минниханов прав – утрата, действительно, невосполнимая. Единственным корифеем татарской эстрады был и остается Салават Фатхетдинов. У него и Фархи до недавнего времени не было конкурентов. Среди сотен молодых и не очень молодых деятелей национального поп-жанра нет никого, кто бы и близко мог сравниться с ними по популярности и качеству репертуара.

Минниханов не первый год критикует и говорит о перезагрузке татарской эстрады, о которой среди слушателей бытует шутка: прогресс для татарских певцов вылился в то, что они стали записывать клипы с другой стороны березы.

В прошлом году по инициативе главы РТ был учрежден новый фестиваль «Узгереш жиле» - «Ветер перемен», призванный изменить представление о татарской попсе. Минниханов прошлом летом говорил, что ему не нравятся ни качество исполнения, ни костюмы артистов.

Первый блин оказался комом. Например, депутат и литератор Разиль Валеев отметил, что певцы не смогли передать «душу» татарских народных песен, осовременив их. Не понравились ему и костюмы, и обилие джазовых аранжировок. Еще жестче высказался Салават: «Это не ветер перемен, это деньги на ветер!»

В 2017 году фестиваль провели снова. Казанские СМИ пестрели хвалебными рецензиями. Сообщалось, что преобладал латиноамериканский стиль исполнения татарских произведений. Таким образом, говорить о рождении нового самобытного стиля татарской эстрады не приходится. Минниханов посетил последний из концертов и направил приветствие.

«В прошлом году первый фестиваль, прошедший с большим успехом, доказал представителям разных национальностей, молодежи и взрослому поколению, что татарские народные и эстрадные песни могут звучать современно, при этом сохраняя национальную идентичность», – говорится в приветствии Минниханова. Он обещал, что фестиваль получит продолжение. Однако в его Instagram «Узгереш жиле» не нашел отражения: снимков не было.

Единственным исполнителем, которого запечатлел и выложил в Instagram Минниханов, с другого фестиваля татарской эстрады «Татар жыры-2017» стал уроженец Башкирии Элвин Грей. Этот концерт, несмотря на рождение «Узгереш жиле», остается главным событием в эстрадном мире Татарстана. Билеты, несмотря на высокую стоимость, расходятся без проблем. Концерты проходят с аншлагом. Поддержали тренд и другие чиновники, например, глава минздрава РТ Адель Вафин, который тоже запостил выступление Радика Юльякшина (настоящее имя Грея).

Юльякшин появился в Татарстане вовремя: на фоне застоя в творчестве артистов Татарстана башкирский певец умудрился не далее, как 25 ноября собрать аншлаг в казанском Дворце спорта. В 2016 году Грей выступал в «Пирамиде», в этом году он посетовал на малую вместимость той концертной площадки. Еще раньше – в июне – певец открыл в Татарстане свой продюсерский центр. Опять-таки в присутствии Минниханова. Центр базируется в Альметьевске. Тогда Юльякшин рассказал Минниханову, что воспитанники его центра, став артистами, будут продвигать качественную татарскую музыку за пределы не только Татарстана, но и страны.

"Это возможно. Точно также, как мы слушаем европейскую песню, не зная нормально языка, так же мы можем сделать с татарским языком", - сказалв тот день певец. Минниханов одобрил идеи башкирского артиста, а мэр Альметьевска Айрат Хайруллин заявил, что Юльякшина администрация города будет продвигать и дальше.

При этом сказать, что творческую деятельность Грея на территории Татарстана сопровождают одни только позитивные события, нельзя. Например, в конце прошлого года в Кукморском районе РТ разразился скандал вокруг его концерта. Участниками конфликта во время гастролей артиста стали директор местного ДК Алмаз Мустафин и администрация Юльякшина. Певец и его представители утверждали, что Мустафин провел в зал группу неких vip-гостей и забрал 10 тысяч рублей, предназначавшихся для передачи артисту. Грей написал в соцсети, что директор клуба грозил «закрыть» ему дорогу в Кукмор перед вторым концертом. Мустафин заявил через СМИ, что люди из команды эстрадного исполнителя были нетрезвы и устроили «дебош». По итогам обращения в прокуратуру, на директора ДК завели административное дело за самоуправство. Мустафин пожаловался изданию «Бизнес Online» на давление со стороны районных чиновников и прокурора Кукморского района Ришата Шакирова.

Весной 2017 года разгорелась полемика между Юльякшиным и Салаватом, который называет себя другом Минниханова. В начале марта 2017 года на пресс-конференции во время гастролей в Уфе татарстанский певец заявил, что «по-татарски так петь, как это делает Радик Юльякшин (Элвин Грей), нельзя». При этом он заметил, что не может осуждать молодого исполнителя.

«В то же время, если его его раскручивают, значит, он кому-то нужен. Есть люди, которые ни разу не были в театре, попали впервые на концерт – им нравится такое пение. Но, я думаю, от него ничего не зависит. Одели – вывели на сцену…В прошлом году я отказался от участия в фестивале «Татар жыры»-2016. В финале концерта спели Айдар Галимов, Хания Фархи, последним был дуэт Гузель УразоваЭлвин Грей. Мне посыпались звонки, смс-ки: где ты, почему не выступил, куда жаловаться? Отвечаю: все честно – был конкурс, люди голосовали. И Элвин Грей меня на 2 голоса опередил. Теперь, говорю, целый год буду стараться, чтобы его догнать», - сказал 6 марта Салават, уточнив, что последнее было «сарказмом» и больше среди участников «Татар жыры» его не будет.

Юльякшин, спустя несколько дней, ответил в соцсети, назвав сарказм в свой адрес со стороны Салавата «неуместным».

«Постоянный сарказм в мой адрес с Вашей стороны считаю не достойным для столь уважаемого человека. Моими учителями, к сожалению, были всего лишь местные «черниковские пацаны». Я и понятия не имею, как правильно петь татарские и башкирские песни, я всего лишь аранжировщик и композитор. Я пою так, как чувствует моя душа, как мне подсказывает мое сердце», — написал молодой певец (орфография сохранена).

Грей предложил Салавату организовать два концерта осенью 2017 года — один в «Татнефть-Арене», а другой — в «Уфа-Арене». «Две даты для Вас, две для меня. (Только играем в чистую, без административных рычагов, обязаловок, принудительных приобретений билетов под зарплату, и т.д.). Пусть решит народ , двигаться дальше , или стоять на месте!», — заявил в он посте (орфография сохранена).

Судя по новостной повестке, соревнование не состоялось. Еще 23 марта Салават попросил журналистов «Бизнес Online», позвонивших ему за комментарием, будет ли баттл, «не морочить ему голову». Однако 15 декабря Грей и Салават оказались на одной сцене. В Башкирии им предрекали выступление дуэтом. Но этого не произошло: Грей пел, а Салават вручал один из призов.

Надо сказать, что и певец №1 в Татарстане Салават Фатхетдинов, и молодая звезда Элвин Грей, и ушедшая из жизни Хания Фархи являются уроженцами Башкортостана. Коренные татарстанцы пока не могут покорить вершину музыкального Олимпа республики.

#Общество #Итоги-2017: люди и события #Новости #Рустам Минниханов #Салават Фатхетдинов #Элвин Грей #Хания Фархи #Татарская эстрада #Татар жыры #Узгэреш жиле
Подпишитесь