Posted 18 декабря 2017, 10:18

Published 18 декабря 2017, 10:18

Modified 17 сентября 2022, 14:48

Updated 17 сентября 2022, 14:48

Итоги года – 2017: люди и события. Олеся Балтусова и Ту-144

18 декабря 2017, 10:18
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях, которые формировали новостную повестку, и событиях, которые задавали ее тон. В этом году Казань из-за пожаров утратила несколько исторических объектов, в то время другой осколок истории - самолет Ту-144 обрел новую жизнь.

Уходящий год запомнился пожарами в исторических зданиях. Помощник главы РТ Олеся Балтусова предположила, что варварским способом идет расчистка привлекательных земель в центре Казани под новостройки. Случаи для Казани, во всяком случае, за последние 6 лет беспрецедентные. В 2011 году Балтусова пришла в аппарат главы на волне хищнического разрушения исторического центра. Ее заслуги трудно недооценить: разрушения удалось остановить.

Инвесторы потянулись выкупать и реконструировать здания. Однако к 2017 году стало понятно: на реконструкции стен дело, в большинстве случаев, и остановилось. Балтусова не смогла или сочла ненужным пролоббировать решение проблемы адаптации исторических зданий под эксплуатацию в современном формате. Примеров, когда восстановленное историческое здание активно используется, единицы.

В результате, Казань откатилась в «нулевые», когда стоящее, как бельмо на глазу, старинное здание стало проще уничтожить, чем потратить деньги на его ремонт, а затем вложить не менее масштабную сумму в его адаптацию под ресторан, гостиницу, магазин, офисный центр или еще какое-либо учреждение. Между тем, многие из реконструированных зданий, которым не нашли применение, ветшают опять.

В апреле 2017 года загорелся памятник архитектуры республиканского значения – фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых на ул.Тукая, 113, построенное в середине 19 – начале 20 века. Пожару был присвоен третий уровень сложности. Крыша аварийного строения почти полностью обрушилась, от него остались только стены.

Здание готовили для передачи инвестору. СМИ сообщали, что им станет ГК «Нэфис», компания это отрицала. В октябре минземимущество РТ заявило о сдаче комплекса в аренду и выставило его на торги.

Почти одновременно поступило сообщение о горении заброшенного деревянного строения по улице Марджани, 44 – дома Б.-Ф. Я. Багаутдиновой, 1873 года постройки. Тушение заняло больше часа, памятник архитектуры выгорел изнутри. Прокурор РТ Илдус Нафиков поручил провести проверку инцидентов.

«Во многих российских городах сегодня с ужасом говорят о подсечно-огневом градостроительстве. Мы никогда не думали, что это может коснуться нас в Казани. Я в шоке от происходящего», – сказала тогда Балтусова.

В июне загорелось одно из пустующих зданий артиллерийского училища, расположенного в Октябрьском городке – на этой территории компания «Унистрой» возводит жилой комплекс. Несмотря на то, что комплекс строений построен еще в дореволюционные времена, они не включены в список памятников культурного и архитектурного наследия, охраняемых государством.

Балтусова и ряд активистов обращались к стройкомпании с призывом сохранить исторические фасады некоторых зданий, однако застройщик не прислушался и оставил за собой право сносить постройки.

В сентябре архитектор малазийской градостроительной компании Норлиза Хашим представила главе РТ Рустаму Минниханову проект «Казанский финансовый район». В Ново-Татарской слободе планируется создать новый бизнес-центр города площадью 1,1 тысячу гектаров. Он предполагает вынос промышленных предприятий за черту города и благоустройство территории с сохранением памятников архитектуры.

При этом, по словам Хашим, территория новой застройки составит 656 гектаров. Балтусова не выступила против представленной концепции. Хотя ранее она признала, что находящаяся по соседству территория Старо-Татарской слободы пострадала от нового строительства, отмечая, что теперь в ней «ни одной улицы целостной нет».

В этом году деятельность Балтусовой, в основном, ограничивалась заявлениями на странице в Facebook. Например, она раскритиковала идею нового корпуса Суворовского училища прямо на территории объекта культурного наследия регионального значения «Здание института благородных девиц» на ул. Толстого. Она заявила, что «Татинвестгражданпроект» «не придумал ничего лучшего, чем пристроить пятиэтажный корпус, да еще в стиле хрущевки, прямо к классическому зданию памятника архитектуры».

В начале декабря досталось горожанам – за низкий уровень культуры. Сначала она анонсироваа новый музей, а спустя несколько дней возмутилась тем, что казанцы не разделили ее радость по этому поводу. «Культурная эволюция на марше. Русскому музею в Казани быть. Казанскому ТЮЗу развиваться в целый комплекс зданий - в театральный культурный центр. Галерея современного искусства после ремонта будет крутейшая! Спасибо Рустаму Минниханову за поддержку», - написала она в Facebook 3 декабря.

Спустя 5 дней Балтусова задалась вопросом, «почему столько людей в Казани не знают о существовании Русского музея», однако информированы о страусиной ферме в Пестрецах.

«Как так могло быть, что новость об открытии выставочного зала Русского музея породит столько нелепых вопросов... Наверное, результат отмены предмета краеведение и школьных экскурсий по стране. А Русский музей, Эрмитаж, Летний сад, Михайловский замок - пустой звук для многих наших людей. Не стесняются спрашивать о том, где же тогда татарский музей», - написала она.

Чаще всего Балтусова высказывалась о проекте «Том Сойер Фест», в рамках которого волонтеры красят фасады старинных домов, которые не входят в число охраняемых государством. В очередной раз он стартовал в 10 городах России, включая и Казань, в начале этого лета. В августе министр культуры РФ Владимир Мединский и глава минкульта РТ Айрат Сибагатуллин поддержали проект, покрасив стену дома номер 66 по улице Лесгафта. Мединский заявил, что федеральное министерство готово оказать грантовую поддержку волонтеров.

Однако советник минстроя РТ Николай Васильев раскритиковал программу. Он заявил, что иностранный опыт предполагает не только покраску фасадов старинных домов, но и изменение инфраструктуры в них. «Попробуйте обойти эти домики вокруг. Жителям как там жить? Это среда, в которой приходилось колоть дрова, носить воду. Можно сохранить эту историческую среду, но теперь мы совершенно другие люди», — сказал Васильев.

Он предложил ввести логичную схему замены «тканей» для адаптации памятников под жизнь горожан и заняться разработкой соответствующего документа. В качестве примера советник привел здание Академии наук РТ, которое после реконструкции стало выглядеть более современно. «Да, какие-то объекты могут штукатурить какие-то люди без квалификации, но разве это предмет разговора?», — сказал он.

История Казани ХХ века связана не только с памятниками архитектуры, но и с авиацией. Сейчас в городе находится один из немногих сохранившихся пассажирских сверхзвуковых самолетов ТУ -144 – символ авиационного величия СССР. Самолет, срок эксплуатации которого закончился в 1985 году, в тот же год приземлился на территории 22 завода, откуда его должны были забрать сотрудники Казанского авиационного института (КАИ) им.Туполева.

Спустя несколько месяцев, в Казань из Москвы приехали специалисты, которые помогли транспортировать самолет к зданию вуза на ул.Дементьева, где он ржавел до 2016 года. Тогда власти выделили средства на перевозку лайнера ко второму зданию КАИ на ул.Четаева – над проектом работали 2 года.

Тогда транспортировали носовую часть, оба крыла и один из двигателей самолета. Для перевозки самой массивной части – флюзеляж – в апреле этого года из Нижнего Новгорода в Казань был пригнан 50-метровый тягач. Перегон самолета проходил в ночь с 14 на 15 апреля и продолжалась 7 часов.

В течение дня шла подготовка к операции: работал кран «Казметростроя», обесточили и приподняли троллейбусные провода на всем пути следования. Перевозка проходила без сопровождения ГИБДД, а маршрут менялся по ходу операции: несмотря на подготовку, не везде дороги позволяли пропустить такой крупногабаритный груз.

Ректор КАИ Альберт Гильмутдинов сообщил журналистам, что с согласованием перевозки проблем не было, так как «все понимают, что это очень хороший проект». Резервный фонд Татарстана выделил 3 млн рублей на транспортировку Ту-144. 17 апреля перевезли хвост самолета. В конце мая Ту-144 установили на бетонный постамент у второго здания КАИ. Для этого задействовали 800-тонный кран. Общее время работ составило порядка четырех часов.

Гильмутдинов заявил, что в самолете откроют технический интерактивный музей для детей. Соответствующая договоренность была с прежним министром образования РФ Дмитрием Ливановым. Планируется восстановить кабину пилота, штурманское место и открыть экспозицию. Общая стоимость проекта оценивается в 30 миллионов рублей. «Поверьте, люди будут приезжать в Казань, чтобы увидеть 1000-летний Кремль и наш самолёт», - сказал ректор КАИ.

В июле презентовали проекты – победители конкурса по созданию концепции музея, который должен открыться в конце 2018 года. Тогда же стало известно, что вуз планирует потратить на ее реализацию около 100 миллионов рублей в течение 4-5 лет. Гильмутдинов заявил, что вуз обращается к различным фондам. В ноябре этого года КАИ стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, получив 8,9 миллионов рублей на создание музея.

В том же месяце провели первый аукцион на установку подсветки самолета. Сейчас Ту-144 стоит на ул.Четаева. Он покрашен и отремонтирован. Необычный «памятник» у здания КАИ уже сейчас привлекает туристов, таким образом став одной из немногих достопримечательностей Ново-Савиновского района Казани.

Подпишитесь