По словам Молчанова, он сидел в кресле у левого крыла самолета на месте 12А. Молния ударила в правое крыло, затем по воздушному судну поползли разряды. После этого упала тяга самолета — возможно, ее приглушил пилот, сообщил пассажир. Вентиляция на борту не работала.
«После удара молнии, когда вышли из облака, бортпроводник по громкой связи сообщила, что пилот принял решение вернуться в связи технической необходимостью, неполадками, технической причиной — точно не помню. После этого других объявлений по громкой связи не было», — пишет он.
Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» следовал из Москвы в Мурманск. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. На высоте 2 100 метров в самолет попала молния - появились проблемы со связью. Лайнер перешел в режим, при котором пилотирование производилось визуально и без электроники. https://inkazan.ru/news/incident/05-05-2019/piloty-ruhnuvshego-v-moskve-samoleta-rasskazali-o-krushenii-laynera
Молчанов заявил, что при заходе на посадку самолет сделал один круг над аэропортом. Воздушное судно ударилось о землю и подпрыгнуло — это видно на кадрах камер наружного наблюдения аэропорта. Шасси погасило удар. «После скачка рассыпалась левая сторона крыла — начался пожар. Возможно с другой (стороны — Inkazan) было также, я не смотрел», — написал пассажир.
Во время посадки у транспортного средства была высокая скорость, для ее снижения самолет сделал круг над аэропортом. При экстренной посадке Superjet развернуло, повредились шасси, которые пробили топливные баки - самолет загорелся.https://inkazan.ru/news/incident/06-05-2019/tragediya-ssj-100-antikrizisnyy-pr-kak-sposob-pereklyuchit-vnimanie
Он добавил, что не ожидал, что самолет «горит, как пластиковый стаканчик» — стекла в ряду, где сидел Молчанов, расплавились еще до остановки борта. По его словам, до остановки самолета практически все сидели на своих местах за исключением пассажира с 18 ряда, который побежал к выходу после первого «скачка» — благодаря этому он выжил.
«После 12 ряда почти никто не выжил. Если вы заметили, трапов сзади нет. Не выкинуло. А если бы и были, то там было пекло. Большая часть (людей — Inkazan) погибла моментально», — написал Молчанов. Предполагалось, что часть пассажиров не была пристегнута и потеряла сознание от ударов — Молчанов опроверг это, заявив, что «не было такого удара».
По его словам, в самолете автоматически не выпали кислородные маски, на правой стороне борта выкинуло «от силы 3-4 штуки». В то же время полнолицевых масок, которые могли бы защитить дыхательные пути от дыма, не было, либо «их не могли найти».
«После первого удара женщины начали кричать на ультразвуке. И общий звуковой фон все загораживал: ор стаял, орали все. В таком окружении, смешанном со скрежетом самолета, ничего не разобрать — кто что говорил, какие команды и были ли они. Давки не было: проход загородила женщина, ее сразу подняли и вышли», — написал Молчанов.
Он напомнил, что в интернете распространялись сообщения о том, что люди начали забирать ручную кладь, загораживая проход. Мочалов заявил, что люди, забравшие сумки, летели бизнес-классом и их действия никому не помешали. По словам пассажира, он вышел последним — за ним людей уже не было, а путь к надувному трапу был свободен.
«Я не могу точно ответить почему после 12 (ряда — Inkazan) все почти погибли, могу предположить. Первый вариант — люди ломанулись к ближайшему выходу, а для них это задний трап. Второй вариант — они сгорели от пламени, которое исходило от крыла. Те, кто был на передних рядах и не выбрался, — угарный газ, два раза хапнул и все», — написал Молчанов.
Он заявил, что внутри было невозможно находиться без специального оборудования. Сам мужчина был внутри до последнего, помогая вытаскивать пассажиров. Молчанов написал, что выжил благодаря везению и отсутствию паники. «Один вдох черного дыма, и человек уже не встанет. Видимости нет, спасать его никто не будет», — написал он.
«Дальше переборки предбанника — огненный „писец“. Сначала шел вприсядку, когда понял, что теряю сознание, пополз. Ожогов нет. Ещё раз — видимости на уровне моей головы к моменту, когда я вылез со своего места уже не было. Черный дым. Вприсядку был ещё белый. Я не видел других людей. Я не знаю, сколько их было всего, проводников», — заявил Молчанов.
По его словам, МЧС приехало быстро. Хотя даже если бы путь до самолета занял больше времени, «спасать там было некого». «Учитывая общий бардак и несогласованность служб, все пострадавшие были окружены вниманием, поддержкой, едой и даже была водка. Правда, одна бутылка, но хоть что-то», — подытожил пассажир.
После приземления самолет окружили экстренные службы, которые начали тушить пожар. Telegram-канал Mash заявил, что гражданских пожарных не пустили на территорию Шереметьево, намереваясь ликвидировать пламя своими силами. Это частая проблема, когда аэропорт плохо идет на контакт.
Изначально ни Шереметьево, ни Следственный комитет не сообщали данные о погибших - публиковались только списки выживших. Уже ночью стало известно, что в трагедии погиб 41 человек, в том числе - дети. Их опознание будет произодиться с помощью генетической экспертизы.
Президент страны Владимир Путин выразил соболезнования родственникам погибших в катастрофе. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Для расследования катастрофы создана госкомиссия.
Председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что самолет приземлялся в сложных условиях. Он не мог сбросить топливо - многие лайнеры не оснащены такой функцией в соответствии с экологическими требованиями.
Сегодня Следственный комитет назвал две основные версии причин катастрофы. Первая - ошибка пилотов и диспетчеров, вторая - неисправность самолета и неблагоприятные метеоусловия, написал "Коммерсант". Впрочем, "черные ящики" еще не расшифрованы.
Заслуженный летчик России, член комиссии при президенте РФ Юрий Сытник считает, что причиной пожара стала коррупция, которая привела к низкому качеству лайнера. По его словам, другие модели самолетов не сталкивались с таким количеством проблем, как отечественный Superjet.
Это первый пассажирский самолет, созданный в России после распада СССР, хотя в этом процессе принимали участие иностранные компании. Проектированием Superjet занялись в 2000 году, спустя восемь лет он совершил первый полет, в 2011 году запущен в эксплуатацию. На эти цели было направлено 44 млрд рублей.
На данный момент собрано 186 самолетов, 151 уже передан заказчику. Сегодня Superjet эксплуатируют в Таиланде, Казахстане и Мексике, а также девять отечественных авиакомпаний, крупнейшая среди которых — «Аэрофлот». Решение об отказе от самолета приняли три российских компании и четыре страны. Эксплуататоры заявляли о проблемах с двигателями.
За время полетов Sukhoi Superjet 100 произошло три крупных авиакатастрофы. В 2013 году в Исландии самолет приземлился с убранным шасси, в 2018 году в Якутии лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. В Индонезии в 2012 году во время демонстрационного полета самолет врезался в гору. Погибли 45 человек на борту.
6 мая в сети появилась петиция, адресованная компании "Аэрофлот", с требованием отказаться от использования Superjet. Предложение снять модель с полетов прозвучало в Госдуме РФ. В свою очередь, минтранс РФ не увидел причин для приостановки полетов. В министерстве разработают варианты улучшения законов о безопасности авиаперевозок.