Posted 24 июля 2019, 14:23
Published 24 июля 2019, 14:23
Modified 17 сентября 2022, 16:15
Updated 17 сентября 2022, 16:15
В 2016 году стало известно, что в России может появиться платная скоростная трасса между Москвой и Казанью в рамках коридора «Европа-Западный Китай». Ее должны построить до 2024 года, что позволит сократить время в пути между городами до 6,5 часов. В июне этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил маршрут трассы.
Впоследствии стало известно, что правительству придется выбирать между строительством новой трассы и реконструкцией М-7. Первый проект оценили в 540-550 млрд рублей, 260 из которых - частные инвестиции. По данным портала «Национальные проекты. Будущее России», ремонт М-7 до максимально доступной категории IБ со скоростью до 90 км/ч будет стоить около 500 млрд.
Вице-премьер России Максим Акимов заявил: «транспортный цех» считает, что необходимо как построить новую трассу, так и реконструировать старую. Глава минэкономразвития Максим Орешкин, проехавший по дороге от Москвы до Тольятти и чуть было не пробивший колесо, заявил, что машины в России делать научились, а состоянием дорог необходимо заниматься.
По его словам, качество федеральной трассы М-7 «Волга» было далеко не везде хорошее. А новая трасса будет дополнением к тому, что уже есть. Но окончательное решение до сих пор не принято. Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что Татарстан заинтересован в обоих проектах.
Сегодня М-7 - одна из основных дорог, ведущих с востока к Москве. Протяженность трассы от пересечения с А-108 в Московской области до перекрестка с дорогой Шали – Сорочьи Горы в Республике Татарстан составляет 774 км. На нее приходится около 16% от всего грузопотока в России. Эксперты не раз заявляли, что ее текущее состояние не отвечает проходящему трафику.
В 2018 году в ДТП на М-7 погибли 254 человека, что в три раза превышает средние показатели по федеральной дорожной сети в целом. Акимов заявлял, что для реконструкции M-7 необходимо построить новую дорогу: чтобы работы были «разумными и эффективными», при этом не создавая «чудовищного коллапса».
Хотя ремонтные работы на М-7 практически не прекращаются уже много лет. В 2009 году на 828-м км трассы была сдана в эксплуатацию двухуровневая развязка, позволившая обеспечить непрерывное движение на пересечении федеральной трассы и выезда из Казани. В 2013-м завершена реконструкция моста через Вятку.
А с 2009-го по 2011-й год реконструировано 39 км трассы, с 2014-го по 2015-й – 43,3 км. В 2017 году в эксплуатацию введены два участка автодороги: с 888-го по 901-й км и с 941-го по 957,4 км общей протяженностью 29,8 км. На днях сообщалось, что в трех районах Татарстана снова отремонтируют участки М-7.
Общая протяженность полотна, которое предстоит привести в порядок, - 26 километров. Временные знаки дорожного движения появятся в Рыбно-Слободском, Елабужском и Мамадышском районах республики. Из-за того, что дорогу латают практически без остановок, на ней возникают пробки, в которых можно застрять на период от 20 минут до нескольких часов.
Автоэксперт Максим Ракитин считает, что если во время реконструкции M-7 расширят, заменят дорожное полотно и сделают инфраструктуру, то это будет большим плюсом. Однако он не уверен, что дорога после полной реконструкции останется бесплатной.
«Пока они не будут строить скоростную трассу, то будет такая же ситуация, как с М-4 или М-11, когда сначала строят трассу, а потом какие-то участки делают платными. То есть еще не факт, что после реконструкции эта трасса останется бесплатной, быстрой и ровной, с заправками, мотелями и всем остальным», - сказал он.
По словам эксперта, в дорожном строительстве, если изначально не протоколируется, что трасса будет платной, тогда она будет платной частично. Ракитин заявил: чтобы доставлять меньше дискомфорта водителям и пассажирам, нужно реконструировать дорогу в «низкий сезон» и в ночное время, когда трафик на ней не очень большой.
Также нужно обеспечивать объездные пути и сделать так, чтобы скорость на этом участке была не сильно ниже, чем на основной трассе. Но в России все получается ровно наоборот, уверен эксперт. Как правило, в стране есть единственная трасса, соединяющая два города, чаще всего четырехполосная. И если дорожники перекрывают одну из полос, то наступает коллапс.
Проблему решило бы увеличение скорости строительства, считает Ракитин. «Когда у нас мост во Владимировской области перестраивают полгода – это уже ни в какие ворота, такое ощущение, что это какая-то диверсия», - сказал он, добавив, что правительству нужно поработать с дорожными службами, которые сейчас «комфорт обеспечивают исключительно себе»
Ракитин заявил, что Казань – один из крупнейших городов нашей страны, поэтому скоростная трасса от столицы Татарстана до Москвы будет служить на благо всем. «Если мы не можем построить скоростную железную дорогу, то пусть будет хотя бы автомобильная», - считает эксперт.
«Реконструкция очень нужна, потому что, не забывайте, Салтыков-Щедрин довольно давно абсолютно точно определил задачи минтранса и его подразделения Росавтодора: «Во всем мире дороги строятся, чтобы ездить, а в России еще и для воровства», поэтому очень важно огромным бюджетом сделать то, что не требует реконструкции», - высказал оценочное суждение эксперт Сергей Асланян.
По его словам, Москву и Казань сегодня соединяет хорошая дорога – «проехать по ней можно». По мнению автоэксперта, «если хочется сделать вид, что это инфраструктурный проект или транспортный коридор из Азии в Европу, и украсть любое количество денег», то реконструкция нужна. В этом и есть главная задача проекта, считает Асланян.
«Из-за того, что у нас дороги для воровства, важно придумать причину, по которой нужно срочно ее модернизировать ради бюджетных денег. Но в бюджете их нет, поэтому будут их занимать у нас с вами. Обычно берется кредит в банке под какие-то очень выгодные проценты. Если мы с вами придем в банк, нам его не дадут, но если придет какой-нибудь Ротенберг, то он его получит», - объяснил он.
Асланян заявил, что потом перед населением «разыграют сценарий «ну он же потратился, ему же нужно вернуть», в результате которого, например, дорога может стать платной. На вопрос, что нужно сделать, чтобы избежать проблем при реконструкции, эксперт ответил, что они создаются еще на уровне технического задания и продолжаются на других стадиях.
«На всех этих стадиях нужно изменить систему, а изменить систему, можно начав чуть выше, а начать чуть выше мы не можем – у нас проблемы с выборами», - считает Асланян. По его словам, на трассе нужно убрать камеры фото- и видеофиксации, и к этой дороге претензий не будет. В таком случае, по его мнению, она будет выполнять свою прямую функцию – дороги для того, чтобы по ней ездить.