Posted 6 мая 2019, 12:03

Published 6 мая 2019, 12:03

Modified 17 сентября 2022, 16:02

Updated 17 сентября 2022, 16:02

Трагедия SSJ 100: антикризисный PR как способ переключить внимание

6 мая 2019, 12:03
Накануне в московском аэропорту Шереметьево произошла трагедия. Из-за пожара на борту Sukhoi Superjet 100-95B компании «Аэрофлот», по официальным данным, погиб 41 человек. Вместе с тем заинтересованные лица пытались переключить внимание общественности, используя технологии антикризисного PR.

Изначально появилась информация о том, что в аэропорту Шереметьево экстренно приземлился самолет, который ранее вылетел из воздушной гавани в Мурманск. Причиной возврата судна на взлетно-посадочную полосу (ВПП) назывался отказ системы связи. Командир самолета принял решение об экстренной посадке, но после начала маневра на борту начался пожар.

Затем сразу несколько Telegram-каналов и СМИ опубликовали видео посадки «Сухого». На кадрах видно, что объятый пламенем самолет движется по ВПП с большой скоростью. Примерно в это же время в информационном поле появились первые данные о пострадавших — сообщалось о 10 раненых.

После приземления SSJ 100 его окружили экстренные службы, которые принялись тушить пожар. Позднее Telegram-канал Mash заявил, что гражданских пожарных МЧС аэропорт на территорию не пускал, намереваясь ликвидировать пламя своими силами. Поэтому борьба с огнем заняла больше времени, чем могла бы.

Mash со ссылкой на спасателей писал, что это частая проблема — аэропорт плохо идет на контакт. По официальным данным, неполадки со связью возникли из-за попадания в самолет молнии на высоте 2100 метров, а пожар возник во время посадки. Из-за этого судно перешло в режим управления, при котором пилотирование производится без использования электроники.

На ВПП самолет развернуло, повредилось шасси, которое пробило топливные баки, что и стало причиной возгорания. Тогда же стало известно о том, что в трагедии погибли 13 человек. Позднее Следком России объявил, что в трагедии скончался 41 человек. Выжившие спускались с борта на надувных трапах.

Канал 360tv заявил, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил сформировать госкомиссию по расследованию трагедии. А глава Следкома РФ Александр Бастрыкин направил на место криминалистов из центрального аппарата ведомства. Президент страны Владимир Путин выразил соболезнования родственникам погибших в катастрофе.

«Аэрофлот» позднее изменил время вылета у 28 рейсов и отменил 17 из-за трагедии.

Параллельно информационное пространство заполнили сообщения о том, что многие пассажиры пытались достать ручную кладь во время эвакуации. Из-за этого возникла давка и люди, которые находились в хвостовой части, не могли пробиться к выходу — надувные трапы находились в передней части самолета. Экипаж за исключением двух-трех человек эвакуировался первым.

Официальные источники не спешили публиковать сведения о количестве погибших — первыми появлялись данные о выживших. Только около 12 часов ночи стало известно о гибели 41 человека. Кроме того, официальные заявления на месте трагедии делали молодые девушки, которые представляли различные структуры.

Все это — не что иное как приемы антикризисного PR. Таким образом заинтересованные лица, в том числе и непосредственно связанные с SSJ 100, хотели переключить внимание общественности на менее значимые акценты и минимизировать панику, искажая информацию.

«Аэрофлот», владелец «Сухого», как и аэропорт Шереметьево, сперва публиковал списки выживших пассажиров. Авиакомпания только поздно ночью выразила соболезнования погибшим, а к переносу собственных рейсов и вовсе попросила «отнестись с пониманием». При этом «Аэрофлот» несколько раз менял обложку в Facebook, пока не была установлена черная.

Федеральные СМИ старались избегать названия марки самолета — Sukhoi Superjet 100-95B. Тем не менее, вся проблема кроется именно в этой модели воздушного судна.

Sukhoi Superjet 100 это пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Проектирование стартовало в начале этого столетия, а первый подъем судна в воздух прошел в 2008 году и через три года «Сухой» начали эксплуатировать. По данным Википедии, на создание самолета потратили около 44 млрд рублей.

По сведениям ТАСС, за историю эксплуатации SSJ 100 произошли минимум три крупных катастрофы. В 2013 году в Исландии самолет совершил посадку с убранным шасси и повредил двигатель, пострадал один человек. В 2018 году в Якутии «Сухой» выкатился за пределы ВПП. Самая крупная трагедия произошла в Индонезии в 2012 году, когда во время демонстрационного полета Sukhoi врезался в гору — погибли 45 человек.

В России он выполняет внутренние рейсы. Его используют в Таиланде, Казахстане и Мексике. Однако последняя страна заявляла о намерении отказаться от использования этих судов. За два года до трагедии в Шереметьево перевозчик сообщил о проблемах с двигателями SSJ 100.

Эксплуатировать судно уже перестали четыре страны и три российские авиакомпании. Сегодня самолет продолжает вылеты в составе девяти компаний в России, крупнейшая из которых — «Аэрофлот». Всего собрано 186 самолетов, 151 передан заказчикам.

Заслуженный летчик России, член комиссии при президенте РФ Юрий Сытник заявил Daily Storm, что о непригодности «Сухого» к перевозке пассажиров он говорил еще 10 лет назад. Кроме того, по словам пилота, причиной пожара стала коррупция и «распил» бюджетных денег, которые были направлены на проектирование самолета, что привело к его низкому качеству.

Сытник негативно отозвался о SSJ 100, считая, что разработанные в СССР модели после модернизации могли бы перевозить пассажиров без инцидентов. Он также заявил, что другие модели самолетов не сталкивались с таким количеством проблем.

На платформе Change.org появилась петиция, которая адресована «Аэрофлоту». В ней авиакомпанию призывают отказаться от использования SSJ 100. На данный момент ее подписали 2300 человек.

«После сегодняшней трагедии в Шереметьево предлагаю подписать петицию о полном прекращении полетов Sukhoi Superjet 100 в России. Не хочется быть мясом, хочется спокойствия», — указывает автор петиции Елена Кузнецова.

По данным издания «Говорит Москва», член комитета Госдумы по транспорту, летчик-космонавт Максим Сураев заявил, что уже несколько раз докладывал руководству о недопустимом положении дел с техническим состоянием SSJ 100 и о кризисе в подготовке пилотов.

Один из экспертов подтвердил изданию, что конструкция самолета нарушает «основы безопасной эксплуатации». Все самолеты оборудованы системами, которые позволяют нивелировать попадание молнии путем стекания статического электричества. Благодаря этому автоматика судна остается исправной.

По данным сразу нескольких Telegram-каналов, после трагедии в аэропорту Шереметьево сотрудники воздушной гавани подписали документы о неразглашении информации.

Подпишитесь