Posted 25 декабря 2017, 08:26

Published 25 декабря 2017, 08:26

Modified 17 сентября 2022, 14:49

Updated 17 сентября 2022, 14:49

Итоги года - 2017: люди и события. Фарид Мухаметшин и татарский язык

25 декабря 2017, 08:26
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях, которые формировали новостную повестку, и событиях, которые задавали ее тон. 2017 вошел в историю, как год отмены обязательного изучения татарского языка в школах.

До событий лета-осени 2017 года в расписании у первоклассников региона было по 3 урока татарского и русского языка в неделю и по 2 часа татарской и русской литературы. Татарский был обязательным.

Татарстанские чиновники всех уровней из года в год утверждали, что учебная программа в общеобразовательных учреждениях соответствует федеральным стандартам. Однако 8 ноября тогдашний министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов признал, что нарушения были. Однако этому предшествовали 3 с лишним месяца ожесточенной дискуссии вокруг преподавания татарского в школах.

Все началось 20 июля, когда президент Владимир Путин на совете по межнациональным отношениям заявил, что недопустимо принуждать кого бы то ни было к изучению неродных языков.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского в школах национальных республик РФ. Обращаю на это особое внимание глав субъектов Российской Федерации», - сказал глава государства.

Однако в Татарстане власти до последнего не верили, что устоявшийся за годы суверенитета расклад изменится хоть каким-то образом, и пытались отстаивать постулат о соответствии законодательству.

«У нас есть Конституция, закон о языках - у нас 2 государственных языка: русский и татарский, закон об образовании. Оба государственных языка у нас изучаются в одинаковом объеме. Мы действуем по федеральным стандартам. Здесь у нас никак нарушений нет. Все действия у нас согласованы с министерством образования», - заявил Фаттахов журналистам 25 июля.

Однако 8 ноября, после того, как школы региона проверила прокуратура, ему пришлось с трибуны Госсовета признаться, что в 5-7 классах русского языка было на 2 часа меньше, чем того требуют федеральные стандарты. В тот день Фаттахов сделал еще одно заявление, которое выглядело, как хорошая мина при плохой игре. По его словам, федеральный министр Ольга Васильева обещала поддержать обязательное изучение татарского до 9 класса включительно в объеме до 2 часов в неделю. В 10-11 классах предмет будет добровольным.

29 ноября точки расставил прокурор РТ Илдус Нафиков, заявив, что татарский будет добровольным – по письменному согласию родителей.

Именно Фаттахову пришлось принять основной удар на себя. Министру, который 4 декабря ушел в отставку «в связи с переходом на новое место работы», досталось и от поборников, и от противников обязательного изучения татарского языка в школах. Для первых он не справился с задачей отстоять язык, другие припомнили ему насаждение национального компонента в общеобразовательных школах.

Однако не лучшим образом выглядит теперь в глазах общественности и спикер Госсовета. 29 ноября парламент республики всего-навсего проголосовал за то, чтобы принять доклад прокурора Нафикова о новом порядке изучения татарского «к сведению». Однако информационный рупор-2017: местные анонимные Telegram-каналы охарактеризовали действия депутатов глаголом «слили».

18 декабря Всетатарский общественный центр предложил парламенту РТ из-за этого голосования самораспуститься. Казалось бы, в чем вина Госсовета? Вопрос с татарским языком был за пределами их полномочий. Указание проверить школы по стране на предмет добровольности изучения нацязыков дал президент Путин, татарстанская прокуратура выполняла задание Генеральной прокуратуры, методические рекомендации для школ РТ спустило федеральное министерство.

Проблема возникла после того, как Мухаметшин делал опрометчивые заявления сам, плюс не смог или не захотел призвать к порядку коллег по парламенту. В результате, 26 октября в Госсовете Татарстана разразился настоящий спектакль, когда депутаты эмоционально, а вице-спикер Римма Ратникова даже со слезами в голосе жаловались на произвол со стороны прокуроров, угрозы в адрес директоров школ, смуту в учебном процессе.

Народные избранники вынудили Рустама Минниханова обрушится на выполнявшего федеральное указание Нафикова. Напрямую глава региона обвинил прокурора РТ в том, что он, оказывая давление на директоров школ, ставит под угрозу срыва президентские выборы-2018 в республике и, в целом, ухудшает отношение населения к Путину.

Всем депутатам Мухаметшин дал слово. Для сравнения: 29 ноября, когда Нафиков донес федеральное решение о переходе татарского в число добровольных к изучению предметов, Мухаметшин предложил не открывать прения и не задавать вопросы. Что и было сделано.

Сам Мухаметшин высказывался на тему татарского не так уж и много. Однако позиция за пару месяцев его поменялась на 180 градусов.

"Как мы можем сказать: "Изучай родной язык тайно, в подвале, факультативно". В советские годы уже изучали так татарский язык, позабыли. Было и такое. Татары, чуваши, мордва сдают ЕГЭ блестяще. Это абсолютно не мешает при этом еще и повышать конкурентоспособность, зная язык той территории, где живет ученик. Кому от этого плохо?", - например, заявил Мухаметшин 13 октября.

26 октября. После заседания Госсовета РТ, где прозвучала критика Минниханова в адрес прокурора РТ, Мухаметшин дал пресс-конференцию. На ней он заявил, что Татарстан добьется своего и татарский останется обязательным.

«Будет так решено, как мы настаиваем. Я уверен. Другого пути нет», - сказал он.

10 ноября в Набережных Челнах на мероприятии к 25-летию Конституции Татарстана Мухаметшин декларировал, что федеральные образовательные стандарты в 2012 году минобр РФ принял, превысив свои полномочия и не учел нацязыки. Рассказал, что сам выучил татарский в зрелом возрасте, и это помогло ему стать более востребованным.

«В любом случае татарский язык как государственный мы отменять не будем. Найдем такое решение, при котором никто ущемлен не будет», - заявил жителя второго

15 ноября: Мухаметшин говорит о том, что язык в регионе будут учить добровольно. Но при этом заявляет, что у жителей региона нет выбора и татарский учить придется.

«Есть и другие республики, где несколько языков, и с учетом этого выбор и осуществляется. Но в Татарстане, наряду с русским государственным языком, еще одним государственным языком республики является татарский. Помимо русского он один, и выбор одного из одного также очевиден. Ведь выбор – это не то, что можно выбрать, а можно и вовсе отказаться, ведь речь идет о государственном языке. Выбор в данном случае предопределен. Ни у министерства образования РФ, ни у прокуратуры РФ претензий к законам республики в образовательной сфере нет», - сказал он в тот день.

29 ноября после того, как прокурор РТ заявил о том, что татарский для школьников РТ будет добровольным, Мухаметшин призвал школы поскорее внести изменения в учебные программы и начать работать по-новому.

Подпишитесь