Крылья Казани: легендарные самолеты и вертолеты из Татарстана

Крылья Казани: легендарные самолеты и вертолеты из Татарстана
Карточки

1 июня 2017, 17:26
Фото: oruzhie.info
Казань – один из ведущих авиастроительных центров России. Именно здесь производится множество самолетов и вертолетов, играющих ключевую роль в гражданской и военной авиации.
Inkazan расскажет о самых интересных моделях казанской авиационной промышленности, выпускавшихся на КАПО им. Горбунова и Казанском вертолетном заводе.
Пе-2

Пе-2 —самый массовый пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны, производимый в СССР.

Разработка этого самолета началась силами конструкторов и инженеров во главе с Владимиром Петляковым в 1938 году. Серийное производство началось в 1940 году. Первые серийные самолёты поступили на вооружение 95-го бомбардировочного авиаполка в начале 1941 года, а уже 1 мая полк принимал участие в воздушной части парада над Москвой. Самолёт был задуман именно как скоростной пикирующий бомбардировщик, с большим запасом прочности и поэтому малой бомбовой нагрузкой. Он предназначался для поражения точечных целей с глубокого пикирования. К началу войны Пе-2 не успел пройти ни эксплуатационных, ни войсковых испытаний, а уровень освоенности машины личным составом был крайне низок. Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией.

ТУ-4

Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29 «Сверхкрепость», с помощью которого были нанесены ядерные удары по японским городам Хиросима и Нагасаки.

Конструкция самолета и его оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала.

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения в кратчайшие сроки на новый, более высокий технологический уровень. На Ту-4 установлена первая в СССР и в мире система дистанционного управления.

Ту-4 много дал в плане технологии и производства. Системы, блоки и агрегаты, разработанные для Ту-4 широко, применялись и до сих пор применяются на различных типах как военной, так и гражданской авиационной техники, разработанной в СССР.

За создание самолёта Ту-4 А. Н. Туполев был награждён в 1947 году Орденом Ленина.

Ту-16

Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ.

Серийно выпускался с 1953 по 1963 год.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ, а также Египта, Ирака, Сирии и Индонезии на протяжении около 50 лет. В Казани было выпущено 799 машин в разных модификациях, а всего было создано около 1500 самолетов.

После испытания СССР ядерной бомбы возникла необходимость в самолете, способном с околозвуковой скоростью доставить ядерный заряд на дальнее расстояние. Эскизный проект самолета был утвержден в 1951 году, а первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953 года.

В СССР этот самолёт стал первым по настоящему массовым носителем ядерного оружия и первым дальним и скоростным самолётом-ракетоносцем. Эксплуатация Ту-16 дала бесценную информацию для создания последующих тяжёлых и скоростных машин. Самолёт поступал на вооружение Дальней авиации и Авиации ВМФ и вплоть до конца 80-х годов активно эксплуатировался с минимумом доработок, благодаря исключительно надёжной конструкции.

В России он был окончательно снят с вооружения в начале 1990-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории.

Ту-160

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении.

Разработка Ту-160 производилась с применением богатого опыта решения проблем сверхзвукового полёта тяжёлых самолётов, полученный в процессе разработки и производства сверхзвукового самолёта Ту-144.

Первый полёт опытного образца состоялся 18 декабря 1981 года. В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе.

На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты.

До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине.

В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Модернизация бомбардировщиков проводится в Казани.

Руководство завода не раз заявляло о том, что в будущем планируется выпуск новых самолётов ту-160.

Ту-204

Ту-204 — советский и российский пассажирский самолёт. На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/214 входят пассажирские, грузовые, специальные и VIP-модификации.

Первые проработки нового среднемагистрального пассажирского самолёта появились в ОКБ имени Туполева в 1973 году. Первый полёт опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года

Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник — Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 вытеснили импортные подержанные машины.

С начала серийного производства (1990) изготовлено 81 самолёт Ту-204 различных модификаций. На январь 2017 года в эксплуатации находилось 43 самолёта семейства Ту-204.

Ми-1

Ми-1 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. Свой первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. Серийное производство велось в СССР в 1952—1960. В Казани было собрано 30 летательных аппаратов с 1952 по 1953 годы.

С февраля 1954 года началась эксплуатация Ми-1 в гражданской авиации. Спустя несколько лет Ми-1 уже применялся в «Аэрофлоте» на всей территории СССР.

О хороших лётно-технических особенностях вертолётов Ми-1 говорят установленные в 1958—1968 годах 27 мировых рекордов, в их числе рекорды скорости — 210,535, 196,452 и 141,392 км/ч на базе 100, 500 и 1000 м; рекорды высоты — 6700 м и дальности полёта — 1654,571 км, а также 11 женских рекордов.

Последний Ми-1 в СССР был официально списан в 1983 году.

Ми-8

Ми-8 — советский/российский многоцелевой вертолёт. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.

Гражданская версия модификация разработана в 1985—1987 годы Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Всего с 1965 по 1996 год КВЗ построил в различных модификациях около четырех с половиной тысяч Ми-8.

Вертолеты МИ-8 принимали участие более чем в 20 военных конфликтах. В 2014 году КВЗ выпустил юбилейный 7500-й вертолет семейства Ми-8/17.