Posted 26 декабря 2017, 06:22
Published 26 декабря 2017, 06:22
Modified 17 сентября 2022, 14:49
Updated 17 сентября 2022, 14:49
Тема договора о разграничении полномочий вошла в татарстанскую новостную повестку в конце прошлого года. Оглядываясь назад, становится понятно – изначально никакой пролонгации или перезаключения не планировалось. Это стало ясно еще 4 декабря, когда полпред Михаил Бабич на вопрос Inkazan ответил, что Татарстан не выходил с инициативой нового договора. Очевидно, что проект такого договора, как о разграничении полномочий с Кремлем, нужно готовить заблаговременно. И если в декабре 2016 никаких проектов документа не было, то летом 2017 не будет и самого договора. В середине февраля 2017 Бабич повторил, что у него нет информации по этому вопросу.
От Татарстана первым высказался глава РТ Рустам Минниханов, который 26 декабря заверил представителей СМИ, что работа над новой редакцией ведется. Днем позже спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, фактически, опроверг слова руководителя региона о начавшейся разработке будущего документа. «Придет время — и мы поставим этот вопрос», - сказал он.
2017 год начался со слухов о том, что на переговоры с руководством страны поедет первый президент РТ Минтимер Шаймиев, подписавший первые 2 договора в 1994-м и 2007-м годах. Об этом 16 января сообщил телеканал «Дождь» со ссылкой на свои источники. Встреча Шаймиева с президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым состоялась. Но о договоре там речи не было, сообщил 19 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Госсоветника РТ руководители страны поздравили с грядущим юбилеем. В качестве подарка Путин вручил Шаймиеву карту Древней Тартарии голландского картографа XVII века Виллема Блау.
Для Шаймиева год его 80-летия выдался непростым. Один за одним действующее руководство сдавало бастионы, взятые им за годы у власти: и в, первую очередь, договор о разграничении полномочий и обязательное изучение татарского языка в школах. В результате суверенитет Татарстана превратился, по факту, в воспоминание.
В середине февраля глава фракции ЛДПР в Госдумы России Владимир Жириновский высказал точку зрения о договоре. «В этом году истекает срок договора о разграничении полномочий между Татарией и федеральным центром в июле. Надеемся, что больше он продлеваться не будет», — сказал Жириновский 15 февраля. По его словам, Россия — единая страна и никаких договоров по распределению полномочий быть не должно.
«Все полномочия заложены в Конституции страны», — отметил Жириновский.
Первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко 20 августа заявил, что современная российская государственность по договорному принципу не строится. "Прошло много времени, сильно поменялось законодательство. (...) Как антикризисная мера 90-х годов, договоры имели серьёзное значение и, действительно, сыграли важнейшую роль. Но, конечно, российская государственность, государство построено не по договорному типу", - сказал в тот день чиновник.
За месяц-полтора до этого заявления в федеральных СМИ появлялись материалы-«утечки» информации Кремля о судьбе договора. Со ссылкой на неназванных собеседников издания писали сначала, что судьба документа не решена, а потом, что нового договора не будет.
В Татарстане о договоре до заявления Кириенко представители и исполнительной, и законодательной власти говорили неохотно. Складывалось впечатление, что единственные, кого интересует судьба договора о разграничении полномочий, это журналисты.
Шаймиев был чуть ли не единственным, кто поднял эту тему по своей инициативе. 23 апреля на Съезде народов Татарстана госсоветник РТ сказал, что «договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание, как конституционные нормы, способствующие укреплению федеративного устройства нашего государства».
Высказался он и в начале августа – на съезде Всемирного конгресса татар. «Договор решил судьбу всей России и с годами важность этого документа только возрастает», - сказал Шаймиев незадолго до решающего заявления Кириенко.
Очевидно, что договор никто не лоббировал. Даже депутаты Госсовета РТ, живущие вдалеке от политических реалий, 11 июля презентовали послание на имя президента России, в котором хоть и написали о плюсах этого соглашения, но попросили совсем иное – сохранить наименование «президент» для поста руководителя региона и создать комиссию для решения правовых вопросов. Видимо, даже теоретики из парламента РТ уже тогда знали, что нового договора не будет, следовательно, потребуется корректировать Конституцию РТ.
Тот день подарил общественности очередной пример политической безграмотности татарстанских народных избранников. Обсуждая послание с просьбами к федеральному центру, один из депутатов – Марат Галеев умудрился вспомнить об обстреле Белого дома в 93 году. По его словам, танки перед зданием российского правительства появились в результате спора о государственном устройстве страны.
"Мы думали, какой быть России. Это обсуждалось с конца 80-ых годов. Столкновение мнений было настолько острым, что закончилось стрельбой по Белому Дому 4 октября 1993 года, где по сути решался вопрос, по какому пути идти России, быть ей унитарной или федералистской", - сказал 11 июля Галеев.
Послание Путину Госсовет отправил. Реакции на него, помимо уже упомянутых выше утечек в российских СМИ, не последовало. Шаймиев после 3 августа о договоре не высказывался. 21 сентября в послании Госсовету РТ Минниханов отметил, что в отношениях с федеральным центром приоритетен не их формат, а содержание.
Однако в парламенте Татарстана придерживаются иного мнения. 26 октября на мероприятии к 25-летию Конституции РТ депутат Шакир Ягудин выразил мнение, что в регионе с позицией федерального центра по договору о полномочиях не согласны и рассчитывают, что рано или поздно их снова начнут заключать. Хотя на данный момент никакими фактами эта уверенность татарстанских депутатов не подкреплена.