Задача 1: Обеспечить все образовательные организации республики Татарстан кнопками экстренного вызова полиции (увеличить долю оснащенных образовательных организаций с 92% до 100%)
В России в последние годы участились случаи нападения учеников на школы. Так, 13 мая 17-летний ученик 10-го класса 7-й гимназии пришел в школу с ножом и пистолетом. Он занял учительский стол и не давал ученикам покинуть помещение.
Хотя еще в 2018 году глава Татарстана Рустам Минниханов заявлял, что нынешний уровень защищенности детей на территории российских школ и детсадов недостаточен. Тогда же он поручил правоохранителям и органам исполнительной власти взять эту работу на особый контроль. Чуть позже, в середине октября этого же года, официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова отметила, что на протяжении многих лет в Татарстане ведется системная работа по обеспечению безопасности в учебных заведениях.
Подводя итоги выполнения поставленных задач, в первом квартале министерство образования отчиталось о том, что в прошлом году оно приобрело и установило в 260 образовательных организациях Татарстана кнопки тревожной сигнализации. Тогда на это было потрачено 4,7 млн рублей. Оставшуюся четверть года оно «проводило дополнительный анализ оснащенности образовательных организаций техническими средствами защиты». Установку самих кнопок министерство отложило на оставшиеся полгода.
По мнению депутата Казгордумы Алексея Серова, система образования имеет большое количество проблем с разных сторон, но наличие кнопки экстренного вызова «кого-то там» — далеко не самое главное, она еще никого не спасала.
«Нашему минобру нужна кнопка экстренного вызова знаний и высокого качества обучения. Вот этой кнопки совершенно точно не хватает. Мы с каждым годом наблюдаем, как падает качество образования, при этом требования к поступающим в первый класс все выше. Все прекрасно признают, что школьники перегружены, учителя перегружены, потому что пишут бесконечные отчеты вместо того, чтобы заниматься учебным процессом. Если и нужна какая-то кнопка, то кнопка перезагрузки всей системы образования», — считает он.
Задача 2: Увеличить доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до 3 лет с 44% до 55%
Республика оказалась не готова к росту рождаемости. Чиновники не действовали на опережение проблемы, впоследствии столкнувшись с катастрофической нехваткой мест в детских садах и школах. Теперь в республике действует программа «Бэлэкэч», в рамках которой выделяются средства на строительство образовательных учреждений. Быстро решить проблему не получается.
Как сообщали в исполкоме города, в очереди в детские сады стоят почти 53 тысячи детей, большая часть из них – дети от 1 года до 3 лет. Татарстан остается регионом-аутсайдером в России по доступности яслей. Если в среднем по стране этот показатель равен 79,81%, то в республике – 43%. Хуже ситуация обстоит только в Дагестане, Ингушетии и Крыму. За этот показатель республику в 2018 году критиковал полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров.
Уже в этом году на 46-м заседании Госсовета РТ уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина заявила, что республика будет поэтапно решать проблему нехватки мест в детских садах. Тогда Удачина говорила, что решение проблемы дефицита мест в яслях является приоритетной в сфере дошкольного образования. В апреле этого года появилась информация, что прием в детские сады Казани теперь будет происходить не только по возрастному, но и по территориальному принципу.
«Если к нам поступают обращения от родителей по вопросу неприема достигших трехлетнего возраста детей в детский сад, то это повод для вмешательства. Например, родители планируют отдать детей в один детский сад, а там нет мест. Есть требования санитарно-эпидемиологических норм, здесь нарушения недопустимы. Им предлагают другие детские сады, но им это неудобно», - заявила Удачина в интервью Inkazan.
Говоря о планах на этот год, правительство заявляло, что до конца текущего года в Татарстане планируют построить 29 детских садов на шесть тысяч человек, на эти цели выделено 5,4 млрд рублей.
Подводя итоги первого квартала, в министерстве образования отчитались, что в 2019 году открыто 2 детских сада (в Пестречинском районе на 160 мест, Аксубаевском районе на 25 мест). А также напомнило, что в 2019 году будет создано дополнительно более 6 тысяч мест в дошкольных образовательных организациях республики. Во втором квартале ведомство вспомнило заслуги предыдущих трех месяцев и добавило, что на 15 июля выполнение строительно-монтажных работ составляет 77%. К 1 сентября планируется завершить строительство 23 детских садов, а до конца года – еще пяти.
Задача 3: Увеличить долю дошкольных образовательных организаций, здания которых не требуют капитального ремонта, с 67% до 73%
Всего в Казани нуждаются в ремонте 186 детских садов старше 1983 года постройки. Мэр Казани Ильсур Метшин на заседании XXXII сессии Казгордумы сообщил, что в этом году капремонт пройдет в 16 детских садах старше 30 лет. На ремонт учреждений образования в столице Татарстана из бюджета республики направлено почти 5 млрд рублей.
На 2019 год подготовлена программа ремонта 16 дошкольных учреждений и одной школы. С учетом следующих 5 лет (до 2024 года) капитальный ремонт потребуется 23 школам, 201 детскому саду, которым к тому времени исполнится 30 лет.
В соответствии с распоряжением кабмина Татарстана утвержден перечень образовательных организаций, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году.
В данный перечень включены 112 дошкольных образовательных организаций (113 зданий) на общую сумму 2,1 млрд рублей. Согласно программе, как часть капитального ремонта планируется отреставрировать фасады, починить системы инженерно-технического обеспечения, заменить окна, утеплить полы и провести другие работы.
«Мы знаем, что у нас есть проблема с детскими садами, но сейчас те, кто не могли нормально ходить в детский сад, не могут нормально учиться в школе. Проблема в первую очередь связана с нехваткой современных школ. Школьники должны учиться в одну смену, но для этого нужно создать соответствующие площади», - считает депутат Казгордумы Алексей Серов.
Во втором полугодии минобразования отчиталось, что в рамках программы капитального ремонта образовательных организаций Татарстана идут работы в 112 дошкольных образовательных организациях (113 зданий) на общую сумму более 2 млрд рублей. Это детские сады, расположенные в разных районах нашей республики. На сегодняшний день строительно-монтажные работы завершены в 5 детских садах. В оставшихся детских садах работы продолжатся в рамках существующего госконтракта.
Задача 4: Увеличить долю профессиональных образовательных организаций-ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров, обеспеченных современной инфраструктурой и оснащенных новым учебно-лабораторным оборудованием, с 31% до 37%
На сегодняшний день в Татарстане функционирует 37 ресурсных центров, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров по запросам и при непосредственном участии работодателей. Они обеспечены современной инфраструктурой и оснащены новым учебно-лабораторным оборудованием. На одной из отчетных августовских сессий министерства образования было заявлено, что работа по расширению сети ресурсных центров будет продолжена: к 2020 году их должно стать 43.
2019 год объявлен годом рабочем профессий. Этим летом в Татарстане пройдет Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, на проведение которого регион получил 9,5 млрд рублей. Ресурсные центры будут являться его опорными точками.
При этом, по словам Андрея Поминова, первого заместителя министра образования и науки Татарстана, в этом году значительно выросло количество экзаменационных площадок-центров проведения демонстрационного экзамена. Но есть и те образовательные организации, которые не смогли провести на своей базе ни одного экзамена ни по одной из компетенций.
«Руководителям этих организаций необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и принять меры по обеспечению качества реализуемого профессионального образования», — сказал Поминов.
В своих итогах министерство образования сообщило, что в соответствии с распоряжениями кабмина Татарстана в 2019 году для проведения капитальных ремонтных работ в созданных и создаваемых ресурсных центрах из бюджета республики выделено 657,5 млн рублей, для закупки учебно-лабораторного оборудования – 130,7 млн рублей.
Задача 5: Увеличить долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся по образовательным программам дополнительного образования, с 80% до 82%
В настоящее время в Татарстане функционирует информационный навигатор дополнительного образования детей. Это механизм расширения доступа к услугам дополнительного образования.
С января 2019 года начата работа 9 муниципальных опорных площадок по развитию промышленной робототехники. Согласно данным Татарстантата, 606 220 детей обучаются по направлениям дополнительных общеобразовательных программ, в 2018 году – 601 543, что составило 81,9%.
Задача 6: Увеличить количество школьников, охваченных горячим питанием, с 95% до 96,5%
В Казани закупками и организацией школьных обедов занимается АО «Департамент продовольствия и социального питания». Он неоднократно подвергался критике. Основные страсти вокруг детского питания начались в 2017 году – тогда жалобы родителей и школьников достигли своего пика. Позже появился проект «Образовательная карта», которой дети расплачивались в столовых. Все школы перевели на единое меню. Предполагалось, что это позволит родителям контролировать рацион школьников.
Но в феврале 2018 года появилась информация о вспышке кишечной инфекции среди учащихся школы в деревне Казанбаш. Тогда отравились 36 учеников 1-9 классов и двое взрослых. На территории школы следователи нашли следы попытки уничтожить просроченную продукцию. В августе 2018 в актанышской школе также произошло массовое отравление школьников. Причинами называли кишечную инфекцию и гастроэнтерит. Депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов раскритиковал качество питания детей в образовательных учреждениях, заявив, что «даже свиней этим нельзя кормить».
Школьное питание остается «горячей» темой для родителей. Так, в середине апреля этого года мэр Казани Ильсур Метшин на совещании, посвященном школьному питанию, поручил сформировать группу из сотрудников исполнительного комитета и депутатского корпуса, которые будут питаться в школьных столовых, чтобы проверить качество еды. Градоначальник отметил, что за 10 лет город проделал большую работу в области школьного питания.
Алексей Серов - один из тех депутатов, которые попробовали питание в школе. По его словам еда «вполне приемлемая». «Как видите, я жив-здоров, не отравился», - сказал он. При этом депутат отметил, что здесь скорее стоит вопрос монополизации.
«Зачем она нам? Всегда нужно сравнивать одно с другим. Если будет 100% покрытие, как мы можем сравнить альтернативы, а сейчас мы можем прийти в такую школу, где есть собственный пищеблок, где готовят на месте, и в другую школу, которая обеспечивается едой через «Комбинат питания» и сравнить, что лучше», - считает он.
По итогам прошедшего полугодия в министерстве отчитались, что согласно последним данным, предоставленным муниципальными образованиями, горячим питанием охвачен 400 631 обучающийся (96,5%). Сегодня министерством образования и науки ведется мониторинг вопроса предоставления льготного горячего питания обучающимся из малообеспеченных и многодетных семей.
Задача 7: Увеличить количество школ, в которых реализуются программы естественнонаучной, математической и информационно-технологической направленности в рамках профильного обучения, с 45% до 55%
На 1 апреля 2019 года доля школ, в которых реализуются программы естественно-научной, математической и информационно-технологической направленности в рамках профильного обучения, составляет 45 %. С нового учебного года предполагается увеличить количество школ, в которых будет реализована предпрофильная подготовка (7 – 9 классы). Предполагается, что реализация профильного обучения позволит значительно улучшить результаты ЕГЭ и увеличить количество стобалльников.
При этом после скандала с отказом в приеме школьников в 10 классы министерство образования и науки республики обратило внимание на то, что «направленность образовательных программ (профиль) выбирается прежде всего из образовательных потребностей, обучающихся, в том числе с учетом потребности и в непрофильном (универсальном) обучении».
На сегодняшний день в республике наиболее востребованными профилями обучения являются: социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, технологический, физико-химический. Сегодня в 390 школах республики на профильном обучении обучается 11 656 учащихся 10-11 классов.