В мае 2018 года прошли первые публичные слушания по проекту нового генплана Казани. Люди возмущались отсутствием второй ветки метро и планом сноса домов ради прокладки дороги. Горожан волновало и то, что по новому плану их дома попадают в санитарную «зону 430», где запрещено дальнейшее жилищное строительство. Тогда их заверили, что казанским властям удалось найти решение проблемы.
В том же году главный архитектор города Татьяна Прокофьева, подводя итоги публичных слушаний, заявила, что разработчики генплана рассматривают более 3,5 тысячи замечаний и предложений. "Слушания были нелегкие, очень эмоциональные. Мы надеялись, что жители примут участие в обсуждении генерального плана. ... Но мы, конечно, не ожидали, что слушания вызовут такой интерес", - сказала Прокофьева.
Недовольных представленным документом становилось все больше. Противники строительства четырехполосной магистрали через Дербышки организовывали митинги, требовали проведения референдума и задавали власти «12 неудобных вопросов». Жители поселков юга Казани отнесли в исполком Казни 7 кг документов или 1 393 заявления о несогласии с документом и провели митинг с требованием убрать в документе значки соцобъектов со своей территории.
Рассмотрение генплана города перенесли только после того как сразу шесть федеральных министерств и ведомств заявили о своем несогласии с проектом. 18 июля власти Казани опубликовали новую версию документа. Ее вынесли на общественные обсуждения, которые теперь проводились online в одноименной информационной системе (ИС). Они прошли в период с 29 июля по 1 августа.
В нем приняли участие 1 533 казанца. Они задали 397 вопросов и передали 2 009 предложений и замечаний. Генплан – не единственная проблема, которую власти и население решают дистанционно. Всего в ИС зарегистрировано больше 190 тем, относящихся к вопросам городского развития. Председатель совета регионально отделения «Народный контроль» по РТ Рафаэль Шакиров считает, что с переходом слушаний в сеть ситуация ухудшилась.
«Власть избегает мнения людей и не хочет напрямую общаться с ними. Сами понимаете, что многие не могут пользоваться интернетом и не зарегистрированы на сайте госуслуг, а власть пользуется этим моментом. В первые дни вообще был коллапс: правительство вывесило у себя карту в очень плохом качестве, а поменяли ее только после наших звонков, плюс были сбои», - рассказал Шакиров Inkazan.
По его мнению, переход в online был сделан специально, чтобы меньше людей могли оставить свои отклики и пожелания. Мужчина привел пример: в первый день обсуждений он попытался оставить комментарий, но информация не отправлялась.
«Я лично поехал на Груздева, 5 (управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани – Inkazan) и там свои пожелания оставил в письменном виде. Но это неудобно. У нас в городе не так много обсуждений проходит, могли бы организовать сбор в какой-то школе, чтобы любой гражданин мог приди высказать свое мнение. Плюс, учитывая, что обсуждения проходили несколько дней, могли бы уделить этому больше внимания», - сказал Шакиров.
На сайте исполкома города сказано, что на начало августа 2019 года ИС воспользовались свыше 3 000 казанцев, чьи предложения и замечания будут учтены при реализации городских архитектурно-строительных проектов.
«Власть отгородилась от нас. Если бы интернет был как альтернатива, то я согласен и встречаться, и голосовать онлайн. Но так как они вообще оставили только электронный вид – это огромнейший минус. Определенный пласт людей не может выразить свое мнение, те же пенсионеры, у многих интернета нет, только кнопочный телефон. Как они должны заявлять о себе?», - считает активист Денис Кропотов.
Он также заявил Inkazan, что в работе электронных систем бывают сбои. Например, не всем удается в них зарегистрироваться. «Естественно администрация не хочет смотреть в глаза тем, кто задает вопросы, поэтому и происходит это обезличивание», - сказал Кропотов.
Удаленно участвовать в обсуждениях могут те, кто прошел процедуру авторизации с помощью учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации. Казанцы также могут написать свои замечания и лично принести их в приемную, что удается сделать не всем желающим. Участниками могут стать только граждане, постоянно проживающие в Казани, и владельцы земли в границах территории, в отношении которой подготовлен тот или иной проект.
При этом в исполкоме города утверждают, что в Единой системе идентификации и аутентификации зарегистрировано 80% горожан.
По мнению Кропотова, переход на новую форму общения, сделан явно не для блага народа: властям неприятно отвечать на прямые вопросы. Для того, чтобы обезопасить себя от них, и создана эта система. Плюс ко всему, в реальности у представителей города нет времени обдумать ответ, а в сети его готовят специально обученные юристы, считает активист.
«Я считаю, что власти должны общаться с людьми. Депутаты должны знать проблемы народа, но, к сожалению, они живут в каком-то своем мире. Если бы они общались с жителями, они бы слышали требования и чаяния, которые присутствуют. А отсутствие общения с людьми пагубно влияет на обстановку в нашей стране», - заключил активист.
В исполкоме переход на новую платформу связали с Федеральным законом от 29.12.2017 №455-ФЗ. Из-за него поменялась процедура обсуждения с населением проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления должны были принять соответствующие муниципальные правовые акты до июля 2018 года.
В настоящее время градостроительные вопросы обсуждаются online, для остальных вопросов остались публичные слушания. В пресс-службе мэрии Казани заявили, что у интернет-обсуждений есть ряд преимуществ. Например, возможность участия в них не выходя из дома в любое время дня и ночи. «Это экономия времени, трудозатрат и материальных ресурсов для всех – и для граждан, и для органов местного самоуправления», - сообщили Inkazan в мэрии.
Все замечания, поступившие к проекту генплана Казани, будут опубликованы в сборнике муниципальных документов августа этого года. Мэрия обещает, что в заключении будут отражены предложения и замечания от населения, а также будут приведены комментарии насколько целесообразно учесть или отклонить то или иное предложение.
Аналогичная процедура проводилась при обсуждении проекта завершающего этапа строительства Большого Казанского кольца (БКК), ради которого планируется снести несколько десятков частных домов. Их жители высказались против такого решения, однако по результатам общественных обсуждений их возражения лишь сопроводили пометкой «учитывать нецелесообразно».