8 Марта правительство Татарстана устроило праздник для своих сотрудниц, который провел Леонид Якубович. На его вопрос о полученных Минуллина ответила — «поклонник» подарил ей Porsche, но она не знает, как его оформить, потому что по закону госслужащим нельзя принимать дорогие подарки. Запись беседы появилась в Instagram главы Татарстана Рустама Минниханова. Через несколько дней чиновница сообщила, что вернула подарок, а из-за внимания федеральных СМИ лишилась поклонника. «Вместо этих обсуждений инвестируйте в Татарстан! У нас лучшие условия для инвесторов в стране!», — заявила глава АИР. За 2018 год она задекларировала 3,56 млн рублей дохода, в 2017-м — 3,14 млн. Появится ли в ее документах иномарка, станет известно из декларации в следующем году.
По словам Минуллиной, в республике растет объем иностранных инвестиций. В прошлом году он составил $590,7 млн, из них 25% — прямые. Какие компании вкладывают деньги, она не сказала, сославшись на «инвестиционный шпионаж». За медийную закрытость Минуллиной ее и невзлюбили татарстанские Telegram-каналы: они обвиняли чиновницу в дорогих поездках за границу якобы для презентации инвестпотенциала региона, «безумных инициативах». В этом году АИР провело фестиваль SKAZKA и анонсировало строительство Tubatay Tower — башни высотой более 100 метров для размещения магазинов и ресторанов. Минуллина жаловалась, что не может найти инвестора в Адмиралтейскую слободу.
Чиновница признавалась, что «до реализации доходит лишь 5% от тех проектов, которые начинают прорабатываться». Минниханов обращался к ней: «Передайте Миннулиной, она должна все эти вещи активно продвигать. Нужно приглашать специалистов». В то же время проблемы появились у крупных инвестпроектов — Казанского завода синтетического каучука, «Аммония», из Татарстана ушел Ford. Впрочем, их решало уже министерство промышленности и торговли.
По инициативе АИР прошло подписание партнерского соглашения между ООО «Пэйзакят» и фондом «ВАКФ КАЗАНЬ» и прозвучало заявление, что в конце апреля на KazanSummit-2019 будет представлен проект казанской Соборной мечети. Презентации так и не случилось. Сама Минуллина известна тем, что надевает хиджаб на мероприятия, связанные с исламскими инвесторами и мусульманством.
Комментарий старшего аналитика Информационно-аналитического центра «Альпари» Анны Бодровой:
Скорее всего, это не локальная проблема Татарстана, а глобальный момент, который связан с объективными причинами. Прежде всего, при начальной проработке проектов обычно уже видно, жизнеспособен он или нет. При чуть более детальном рассмотрении должно быть заметно, какие усилия требуются при его реализации — на этом этапе понятны финансовые и человеческие трудозатраты, и здесь тоже «отсеивается» часть инициатив. Дальше идет работа по анализу инвестиционной привлекательности, если это подразумевается. Часть потенциально интересных инвесторов тоже отпадает на этом уровне проработки. И так далее — на выходе получается, что реализовано только 5% проектов или даже меньше. И это нормально.
Любые встречи на уровне делегаций обычно не несут в себе чего-то стратегически важного. Это нужно для определения общего вектора работы и интереса — дальше начнут работать технические группы, откуда и идет основной эффект. Получение или неполучение инвестиций не зависит напрямую от того, как и где встречались делегации. Как правило, еще до встречи делегаций шла техническая работа, и стороны к моменту встречи уже хорошо понимали, о чем идет речь. Встречи делегаций — это, скорее, красивая сторона долгой и не самой увлекательной работы. Но так происходит практически на всех уровнях.