В 2016 году Татарстан попал в проект «Чистая страна», предполагавший строительство пяти мусоросжигательных заводов (МСЗ), в том числе одного под Казанью. С тех пор число объектов увеличилось до 25, но их возведение не началось. В республике тема стала протестной. Жители добились переноса строительства с участка близ Самосырово в Осиново, там заводу оказались не рады.
Старт возведения МСЗ несколько раз переносили — проект долго согласовывали. Активисты заявляли, что им не дают ознакомиться с документацией, срывали слушания по генплану Казани и блокировали подходы к участку под строительство палаточным лагерем — это обернулось масштабными задержаниями с участием силовиков. Последний инцидент заставил власти встретиться с протестующими.
Стороны не нашли общего языка, а разговор оказался единственным. Противники МСЗ одиночными пикетами напоминали властям, что готовы к диалогу — это обернулось задержаниями. Попытка обратить на проблему внимание главы госкорпорации «Ростех», «дочка» которой должна строить завод, Сергея Чемезова не обернулась успехом. Шум вокруг МСЗ стихал, активисты переключались на другие проблемы.
Татарстанские власти выступали единым фронтом. Глава Татарстана Рустам Минниханов несколько раз высказывался в поддержку технологии мусоросжигания. Среди его подчиненных наметилась тенденция обещать построить дом рядом с МСЗ. Экологичность будущего завода ставили под сомнение ученые и общественные организации. Власти и протестующие ждали результата независимой экологической экспертизы.
Сегодня выводы немецких экспертов представил министр экологии Татарстана Александр Шадриков. Вводная часть брифинга в кабмине республики затянулась: чиновник в очередной раз прошелся по масштабу проблемы и эффективности ее решения, иллюстрируя слова презентацией. Из речи министра понятно: строительство завода стоимостью 28 млрд рублей, запланированное на 2020 год, необходимо.
Как и в начале дискуссии, власти ссылаются на опыт других стран — не зря же туда направляли делегации и чиновников, и журналистов. МСЗ стоят и в Токио, и в Париже, и в других европейских государствах. «Очень много таких практик, где именно в центре города строится завод, дабы сократить подвод коммуникаций», — сказал Шадриков. Активисты, напротив, заявляли, что многие страны отказываются от технологии.
У министра и на это нашелся ответ: сокращать число МСЗ будут те страны, где их доля высока. Татарстан планирует использовать технологию колосниковой решетки: при температуре до 1 260 градусов Цельсия должен происходить полный распад диоксинов. Предполагается, что МСЗ будет сжигать 550 тысяч тонн отходов — завозить мусор из других регионов не будут, пообещал Шадриков.
Задача республики — выйти на нулевое захоронение отходов: часть сжигать, часть перерабатывать. В отличие от перспектив МСЗ, сфера переработки в Татарстане выстроена слабо, Казань только начала внедрять систему раздельного сбора мусора. За ее развитие выступали активисты, одновременно заявляя, что завод будет делать большой объем вредных выбросов. Шадриков оснований для таких высказываний не увидел.
На вопрос, что будут делать с образующимися при сжигании токсичными шлаками и золой, чиновник снова рассказал, что за отходы 1 и 2 класса опасности отвечает «Росатом», а жители республики собирают и сдают батарейки. Министр уверен, что к моменту завершения строительства — ранее сообщалось, что оно должно завершиться до 2025 года — раздельный сбор будет на более высоком уровне.
Решения, что будут делать со шлаками и золой, еще нет: министр заявил, что «РТ-Инвест» прорабатывает вопрос их переработки, что позволит перевести отходы в пятый класс опасности. Шадриков заявил, что готов обсудить проблему опасности МСЗ и с общественными организациями, и с активистами, причины категоричных выводов которых министру не ясны.
Шадриков не упустил случая напомнить, что готов к диалогу. «Только мы всегда призываем к конструктивному диалогу. Вопросы должны быть подготовленные — я прошу апеллировать документами, ссылаться на официальные документы. Мы готовы встречаться и готовы отвечать на вопросы», — сказал он. Ранее активисты заявляли, что не могут получить техническую документацию завода даже после решения суда.
Министр, впрочем, рассказал, что читал в СМИ статью, где заявлялось — противники МСЗ сами не пришли за проектом. Шадриков добавил, что все жители Татарстана не смогут понять его содержимого, потому что для этого нужно быть большим специалистом и профессионалом. Он считает, что людям интересен не сам документ, а «движ» вокруг него. Сам же завод будет полезен и за счет выработки электроэнергии.
По словам Шадрикова, МСЗ сможет генерировать 55 мегаватт. Стоимость энергии он назвать не смог, но сказал, что она будет продаваться по программе «Зеленый тариф». По нему находящиеся по соседству с заводом предприятия будут обязаны ее покупать. Неподалеку от площадки под МСЗ находится тепличный комбинат «Майский», тема негативного влияния МСЗ на который не раз поднималась.
По словам Шадрикова, при выборе места под завод учитывались роза ветров, логистика и много чего — более подробную информацию он пообещал разместить на сайте министерства экологии. Там же будут опубликованы заключения и другие документы. Точные сроки начала строительства Шадриков не назвал, но напомнил, что все ждали лишь положительного заключения международной экспертизы.
Министр не смог назвать и стоимость возведения завода, однако ее говорили ранее. Шадриков лишь добавил, что бюджет Татарстана в этом участвовать не будет. Строительством МСЗ должна заниматься АГК-2, входящая в «РТ-Инвест», которая в свою очередь является дочкой «Ростеха». Стоимость проведенной независимой экспертизы тоже осталась неизвестной — этим занимался социальный фонд.
«Наверняка должно больше всего интересовать — каков итог экспертизы, а не сколько и кто оплатил», — сказал Шадриков журналистам. Экспертов для проведения анализа предоставила немецкая сторона — страна активно развивает мусоросжигание. Министр напомнил, что авторы исследования дорожат своей репутацией и проводят подобные исследования десятки лет, поэтому «точно портить свой имидж не будут».