«Полигон» или реакция на COVID: кто предложил ввести QR-режим в автобусах Татарстана

26 ноября 2021, 06:30
Татарстан первый и пока единственный регион, где общественным транспортом можно воспользоваться только при предъявлении QR-кода. Такая исключительность создает впечатление, что ограничение обкатывают на РТ, чтобы распространить на страну. Казань стала полигоном или это реакция на эпидситуацию — рассуждал Inkazan.

22 ноября, в первый день действия кодов в общественном транспорте, в Казань съехались федеральные журналисты, чтобы посмотреть на «эксперимент». Для казанцев и работников транспорта день выдался нервным: кондукторы эмоционально высказывались на камеру, негодовали из-за неработающих телефонов, пассажиры пускали в ход кулаки и перцовые баллончики.

Минтранс РТ не увидел очередей и бунта. Хотя некоторые ошибки республиканские власти все же разглядели и подкрутили механизм. Например, решено, что с 26 ноября QR-коды начнут выдавать людям, имеющим медотвод, прошедшим вакцинацию одним компонентом, и вакцинированным военнослужащим.

Тем временем среди татарстанцев растет недовольство по поводу QR-режима в общественном транспорте. Помимо перепалок с кондукторами и охранниками в ТЦ, негодование выразилось в акцию. Вчера у стен Казанского Кремля прошел митинг, который быстро разогнали.

Некоторые противники жесткого QR-режима строят теории о том, что систему тестируют на Татарстане, чтобы потом распространить на всю страну. Впрочем, версия может оказаться жизнеспособной. В Госдуму внесли два законопроекта о введении «черных квадратов» в поездах и самолетах, а также в общественных местах, за исключением аптек, продуктовых магазинов и магазинов товаров первой необходимости. Кстати, республика, как и другие регионы, поддержала поправки. Против высказалась только Северная Осетия, но потом местные депутаты переголосовали в пользу документа. Интересно, что дата обсуждения поправок не ясна: РБК со ссылкой на источники пишет, что это произойдет в декабре, но в календаре рассмотрения вопросов Госдумы такой темы нет.

Политолог Павел Салин считает, что Татарстан все-таки выступает полигоном, потому что все инициативы, касающиеся вакцинации и особенно QR-кодов, исходят от федерального центра.

«За фактически обязательной вакцинацией и особенно за намерением тотального внедрения QR-кодов стоят федеральные игроки и силовое крыло, которое таким образом хочет кардинально расширить инструменты контроля над социально-политической и экономической активностью населения. Но поскольку это связано с определенными социальными рисками, то решено на отдельных регионах обкатать различные технологии с точки зрения социальных рисков и максимально полезного эффективного для власти использования практики», — прокомментировал эксперт.

Политолог выделил две причины, почему QR-коды тестируют именно в Казани: численность населения и уровень контроля власти над гражданами.

«С одной стороны, это типичный мегаполис со сложной и разветвленной транспортной системой и метрополитеном. Обкатывать такую схему можно было бы условно на Екатеринбурге, Новосибирске и тем более Москве. Но все-таки это города с более сложной инфраструктурой и гораздо более протестно настроенным населением», — объяснил Салин.

Еще одной территорией-тестировщиком стал Дальний Восток. На Камчатке и в Хабаровском крае подтверждение о вакцинации или перенесенном заболевании будут требовать на внутренних рейсах.

Политолог предполагает, что по результатам дальневосточного и казанского «экспериментов» могут быть изменены законопроекты о QR-режимах в самолетах, поездах и общественных местах.

Но есть вторая точка зрения, почему для входа в общественный транспорт Татарстана нужен «черный квадрат». За несколько недель до нововведения республику неоднократно критиковал федеральный оперштаб по борьбе с коронавирусом. Заболеваемость шла вверх, суточный прирост бил рекорды, а минздрав каждый вечер сообщал о нескольких жертвах COVID-19. И все это происходило на фоне медленной вакцинации и низкого коллективного иммунитета.

Введение QR-кодов в торговых центрах и обязательная вакцинация в организациях дали прирост привитых. Но, видимо, недостаточный. По данным на 13 ноября, коллективный иммунитет в республике достиг 56%. Это соответствует среднероссийскому уровню, но оперштаб ориентируется на 80%. На сегодня шесть регионов страны вакцинировали первым компонентом от COVID-19 необходимое число граждан для достижения этой планки. Республике нужно было показать, что она что-то делает для выхода из сложной коронавирусной обстановки.

Социолог Искэндэр Ясавеев склоняется к тому, что Татарстан сам выдвинул идею о QR-кодах.

«Татарстанские власти, которые определяют себя как власти ведущего, передового региона, проявили инициативу, а Кремль, администрация президента не возражали против этого. Это лишний повод заработать очки в глазах федеральной власти», — считает эксперт.

Ясавеев сомневается, что практику распространят на всю Россию.

«Кремль очень тонко чувствует протестные настроения и судя по всему там понимают, что эта идея вызвала серьезное сопротивление граждан. Поэтому вопрос с этими законопроектами пока подвешен», — отметил социолог.

Доктор политических наук, профессор кафедры политологии Казанского федерального университета Сергей Сергеев считает, что не так важно, откуда исходила инициатива.

«По-видимому, в предыдущие месяцы республике систематически занижалось количество заболевших коронавирусом. Можно предположить, что руководству пришлось оправдывать свою позицию перед федеральным центром и, возможно, делать то, что называлось в советские времена „брать повышенные обязательства“. Как это происходило, мы, возможно, узнаем через несколько десятков лет из воспоминаний участников событий», — прокомментировал он.

QR-режим в общественном транспорте оказался, скорее, неудачным «экспериментом», приведшим к множеству мелких конфликтов и к повышению социальной напряженности, считает Сергеев.

Следит ли федеральный центр за реакцией населения на нововведение и какие выводы делает из этого, станет понятно, когда Госдума рассмотрит законопроекты о QR-режиме.

#Политика #Эксклюзив #Новости #Метро #Общественный транспорт #Трамвай #Ограничение #Автобусы #QR-код #Коронавирус
Подпишитесь