Posted 27 декабря 2022, 16:00
Published 27 декабря 2022, 16:00
Modified 27 декабря 2022, 16:00
Updated 27 декабря 2022, 16:00
Казань, как и любая столица, обожает масштабные проекты. Но президент FIFA Джанни Инфантино вряд ли снова заглянет в гости в городскую мэрию, а эпоха крупных строек в преддверии очередного международного соревнования закончилась — денег нет. Зато у казанских властей появилась чудесная возможность не заботиться о том, что подумают о городе иностранцы, и остаться один на один с его проблемами.
В этом деле сложно не заскучать: каждый год в Казани однообразен и напоминает сюжет фильма «День сурка». 2022-й не стал исключением.
Зима снова наступила без предупреждения. Только в первые два дня января выпала почти половина месячной нормы осадков. В праздники горожан это не особо заботило, дальше напряжение нарастало. Город застыл: в снегу застревали машины пожарных и скорой помощи, казанцы делали ставки, сколько еще придется простоять в многокилометровых пробках.
Не то чтобы мэрия сидела сложа руки. Мы посчитали: глава исполкома Рустем Гафаров и его заместители как минимум 4 раза критиковали дорожников и управляющие компании за плохую уборку снега, мэр города Ильсур Метшин — 2 раза. Дважды вмешаться в проблему пришлось лично главе Татарстана Рустаму Минниханову.
В пылу битвы со стихией пала и министр культуры республики Ирада Аюпова. В прямом смысле: сломала ногу на казанских улицах.
Власти обвинили в плохой уборке снега автомобилистов и посоветовали недовольным очисткой дворов призвать управляющие компании к ответу или заплатить за вывоз сугробов с придомовой территории. Платить горожанам не в первой: жители казанских поселков за свой счет заказывают тракторы для уборки улиц. Лишь в марте Гафаров резюмировал: «Мы сами не совсем были довольны уборкой снега».
Чистосердечное признание быстро отошло на второй план: город начало топить. Вездесущая влага капала на головы пассажирам метро, разливалась по центральным улицам после дождя, моря покрывали городские поселки, по дорогам которых плавали сапбордисты. Главным словом теплого сезона стали «ливневки». Неработающие. А мэрия еще раз продемонстрировала, что под лежачий камень вода не течет.
Следующая зима не должна была стать неожиданностью: Минниханов еще 5 ноября потребовал убирать улицы, а мэрия обещала уделить особое внимание тротуарам.
Начали за здравие — после первого сильного снегопада городские власти отчитались, что прошли первую проверку стихией. Музыка играла недолго — последующие испытания власти с треском провалили. Город то тонул в снегу, то сковывался льдом. В колокола забили даже травматологи — в больницы ежедневно попадали десятки человек. И это всем нам еще »немножко повезло».
Остается загадкой, почему у директора казанского «Водоканала» Андрея Егорова все еще не появилось желание провалиться сквозь землю. Город проваливается.
12 лет назад, когда Егоров пришел в «Водоканал», у предприятия были наполеоновские планы: ремонт 200 км сетей и 5 насосных станций, при том, что ветхими были около 50% городских сетей. Сейчас 75% труб — ветхие или аварийные, за последние годы произошло около 14 тысяч аварий. Земля разверзается под ногами у горожан: в октябре дыра у театра им. Камала поглотила девушку. На залатывание дыры потребовалось 6,1 млн рублей и неопределенные сроки.
С ремонтом Третьего Северного коллектора все куда хуже: высокие чины городской мэрии год смотрели, как черная пропасть поглощает деньги налогоплательщиков, и сдвигали сроки завершения работ. На фоне журчали бурые потоки фекалий и реки чистой воды, пробивающиеся из ржавых труб. Эта участь не миновала ни живущих на улице Сибгата Хакима чиновников, ни площадь у здания правительства.
«Водоканал» решил покреативить: на заборах вокруг прорывов появились плакаты, например, с текстом «Заряжаем воду на любовь».
Это казалось милым до июля 2022 года, когда казанцы узнали, что тарифы на водоснабжение и водоотведение для них повысятся сразу на 13%. Жители стали инвесторами поневоле — на собранные деньги в год можно будет отремонтировать 37 км водопроводных и 8 км канализационных сетей — 1,3% от их общей протяженности. В целом на ремонт нужно около 65 млрд рублей. «Водоканал» пошел по легкому пути — нашел их в карманах жителей.
Пока предприятие умеет их только зарывать, и тут не подкопаешься: не будут же проверяющие раскапывать отремонтированный участок, чтобы проверить качество работ — тут остается полагаться только на честность Егорова. Кстати, 89% читателей Inkazan заявили, что в «Водоканале» нужно провести проверку. Которой так и не случилось.
Единственное, что стало достоянием общественности — размер зарплаты Егорова. В 2021 году он получал 233 тысячи рублей в месяц.
Вокруг столицы Татарстана все плотнее сжимается кольцо высотных жилых комплексов и малоэтажных поселков. Часть из них входят в границы Казани, часть принадлежат соседним районам республики. Жизнь этих людей неразрывно связана с городом, куда они ездят работать, лечиться, учиться, и у которого на решение их проблем нет денег. У соседних муниципалитетов — и подавно.
Тысячи автомобилей стоят в пробках на въезде в Казань. Строительство «дорог жизни» — дублера ведущего в «Салават Купере» Горьковского шоссе или Вознесенского тракта, отводящего потоки с юга Казани на трассу М-7, — идет медленнее, чем заселяются границы города. Есть риск, что он быстрее «срастется» с Лаишево, чем обзаведется дорогами — тогда идея прокладки метро в соседний город станет актуальной.
Решение проблемы подсказывал Минниханов: создание рабочих мест в поселках. Реализация продвигается туго.
Окраины Казани — пожалуй, единственное место, где идея мэрии города пересадить людей на общественный транспорт фактически не реализуема. Городские автобусы здесь — как краснокнижные животные, появляются не так часто, чтобы вдоволь насладиться их видом. Однако усмирить строптивых транспортников не могут и в самом городе, что говорить об отрезанных от него приграничных территорий.
Поселкам не хватает социальных учреждений: больниц, школ и детсадов. Строительство поликлиники в «Салават Купере» отложили на год — за помощью придется ехать с пересадками. Жители поселка Вишневка выпрашивали школу, стоя на коленях в снегу — власти лишь развели руками. А в школе Куюков 14 первых классов, очереди в местные детсады движется медленнее, чем растут дети.
Прибавьте к этому проблемы с самовольно проложенными сетями и плохую уборку улиц от снега и сможете представить, как живется в около столицы Татарстана.
Всадник на бледном коне
Каждое утро понедельника журналисты смотрят на бледные лица казанских чиновников, читающих отчеты на совещании в мэрии. То ли это особенность казенной видеоаппаратуры, то ли власти, наконец, поняли: дежурная фраза «денег нет», которой они отвечают на многие жалобы, с нами надолго. И не стоит ждать щедрых вливаний в город как в былые времена, когда он гордо звался Спортивной столицей.
В погоне за брендами «какой-то столицы», титулами и желанием хорошо выглядеть перед гостями, многие стали забывать: главное, чтобы в городе было комфортно его жителям. Сравните: по данным федерального минстроя, Казань заняла 3 место в рейтинге городов-миллионников по качеству жизни. На портале Domofond, где оценки ставили сами казанцы, столица Татарстана набрала лишь 3,7 балла из 5.