Posted 19 ноября 2018, 11:35
Published 19 ноября 2018, 11:35
Modified 17 сентября 2022, 15:35
Updated 17 сентября 2022, 15:35
Тогда же Комаров напомнил две ключевые задачи в жилищной сфере, поставленные президентом РФ - увеличение ввода жилья в России до 120 тысяч кв.м в год и обеспечение доступным жильем семей со средним достатком. Полпред призвал нарастить темпы строительства, в то же время усилив контроль за застройщиками.
Генпрокурор РФ Юрий Чайка заявлял, что проблема зачастую обусловлена «существенными недостатками в деятельности местных властей, контролирующих органов», которые не осуществляют необходимый надзор. В России число обманутых дольщиков может достигать 40 тысяч человек или около 200 тысяч семей.
По данным полпреда, в Татарстане от недобросовестных застройщиков пострадало более 4,4 тысяч человек, а в «дорожную карту» включили 27 недостроенных домов. В Татарстане два самых проблемных застройщика – это компании «Свей» и «ФОН». Они занимали более 10% от всего объема жилья, которое строится с привлечением денег дольщиков.
Строительство их объектов неоднократно замораживали из-за нехватки денег, что провоцировало протесты населения. В результате было принято решение о передачи домов строительным компаниям, которые взамен на завершение строительства получали земельные участки в черте населенных пунктов. Порой это также становится причиной споров с населением.
Так, в ходе общественных обсуждений казанцы высказались против строительства ООО «Ак Таш-Инвест» (заканчивает объекты «ФОНа» и «Свея») многоэтажного жилого дома на ул.Академика Губкина. Они заявили, что это может привести к транспортному коллапсу и обрушению соседних домов, а на переданном стройкомпании участке должен появиться парк.
В целом, схема передачи оказалась работающей, хотя ее эффективность вызывает вопросы. Многие долгострои обещают сдать к 2023 году. Сроки сдачи объектов переносятся из-за «неожиданных» проблем. Часто строители жалуются на недоделки, которые остались после старых застройщиков – некачественная штукатурка, неправильно проведенная электрика и так далее.
Подобная ситуация сложилась в главном республиканском долгострое – ЖК «Салават Купере». Его возведение началось в 2015 году. Первые четыре квартала должны были сдать через год, на это направили 12,5 млрд рублей. Работавшие на объекте подрядчики – «Ак Таш», «КамГЭСэнергострой», «Грэйт Строй», ПСО «Казань» - затягивали сроки сдачи домов.
Тогда еще глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин заявлял, что подрядчики недовольны существующими расценками. Изменение этой системы не принесло желаемых результатов. В то же время начались активные протесты дольщиков: люди выходили на улицы, жили в палаточных городках у объекта. Глава РТ Рустам Минниханов неоднократно требовал решить проблему.
В результате ПСО «Казань» и «КамГЭСнергострой» отстранили от работ. Некоторые дома передали ООО «Барсэлитстрой+». В октябре этого года его обвинили в хищении 101,9 млн рублей. По этому делу арестовали генерального директора фирмы Завдята Камалова.
Значительная часть стройкомпаний близки к властным структурам. Глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин является депутатом Госсовета РТ, гендиректор ООО «Грэйт Строй» - депутат Казгордумы Владимир Никишов.
Причиной скандала стали и попытки властей РТ «урегулировать» ситуацию с протестующими дольщиками. Этой осенью Госжилфонд расторг договор с одной из активисток-госипотечниц, обвинив ее в прекращении платежей предварительных накоплений. После того, как ситуация попала в СМИ, Минниханов поручил разобраться с ситуацией.
Госжилфонд РТ отчитался, что провел беседу с женщиной, в результате которой она согласилась выполнять условия договора. Сама соципотечница заявила, что в ходе беседы сотрудники фонда давили на нее, а ситуация так и осталась неразрешенной. Скандалы, связанные с ЖК «Салават Купере», стали одной из причин отставки Абдуллина, возглавлявшего фонд 21 год.
Громче всех за последние годы засветилась компания «ФОН» и ее генеральный директор Анатолий Ливада. Он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ), фигурантом дела также стала руководитель девелоперского агентства ООО «Фон-Ривьера» Диана Ахметзянова.
Сотрудниками правоохранительных органов обнаружили разрыв в 1 млрд рублей между средствами дольщиков и фактическими тратами на строительство. Ливада обвинил высокопоставленных чиновников Татарстана в давлении, из-за которого, по его словам, и возникла ситуация с обманутыми дольщиками.
Компания строила сразу несколько ЖК в Казани, среди которых «МЧС», «Симфония» и «Молодежный». Дольщики первого ЖК неоднократно устраивали митинги с требованиями завершить строительство всех домов. После ареста Ливады дело сдвинулось с «мертвой точки» - дома стали постепенно вводиться в эксплуатацию.
Сейчас в ЖК «МЧС» недостроенными остаются дома №2, 3 и 4. По второму пока не найдено финансирование, третий находится на стадии свайного поля, а четвертый дом пока проектируют. Проблемы также есть и с другими объектами «ФОНа». Дом в ЖК «Симфония» — «Возрождение» достраивает компания «Бриз», которая также стала участницей скандала.
Дольщики заявили, что от них потребовали дополнительно оплатить по 15 тысяч рублей за квадратный метр. Как пишет «Бизнес Online», одна из дольщиц решила отказаться от квартиры и вернуть деньги, которые она заплатила до этого. Однако директор «Бриза» Андрей Беляков отказал ей, аргументировав это тем, что ему «квартира за такую цену не нужна».
Еще одна проблемная компания – фирма «Свей» Рашида Аитова. Уголовное дело в отношении Аитова возбудили в сентябре 2016 года, его подозревают в мошенничестве. По версии следствия, ущерб от его действия составил 349 миллионов рублей. Всего потерпевших было 142, а более 140 человек подали гражданские иски.
Проблемы у Аитова и его компании возникли и со строительством ЖК «Золотая середина». Арбитражный суд Татарстана постановил снести часть дома, потому что застройщик превысил обговоренную высотность. На данный момент судьба «лишних» этажей неизвестна – «Свей» пытается сохранить их.
Дольщики ЖК «Миллениум сити» в начале года подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса. По их словам, строительство дома началось в 2004 году, но здание до сих пор не построено. Согласно «дорожной карте» министерства строительства РТ, возведение объекта должно завершиться в конце 2019 года.
Для решения своей проблемы покупатели квартир намеревались дежурить с плакатами вдоль дорог, по которым планировалось движение кортежа президента РФ Владимира Путина, прибывшего в январе в город с двухдневным визитом.
Однако дольщики попросили суд не лишать Аитова свободы, в то время как прокуратура РТ призывала к 13 годам заключения. Глава стройкомпании не признал вину и не раскаялся. Во время выступления с последним словом перед оглашением приговора Аитов заявил, что его дольщики «оказались никому не нужны».
Некоторые дома «Свея» также достраивает «Бриз». Например, дом №4 по улице Четаева – там все работы должны были завершиться на прошлой неделе, однако введение в эксплуатацию снова перенесли. На этот раз причиной стали проблемы с индивидуальным тепловым пунктом, который собираются ввести в эксплуатацию только к 25 ноября.
Весной этого года холдинг «Минченко консалтинг» опубликовал результаты исследования рисков протестной активности в 2018 году. Среди потенциально «взрывоопасных» тем стала проблема дольщиков. «Число обманутых дольщиков вполне может кратно возрасти в течение года», - говорилось в отчете холдинга. Власти РТ попытались предотвратить такое развитие событий.
Полпред президента РФ в ПФО Комаров напомнил, что этим летом минземимущество РТ создало фонд поддержки дольщиков и вкладчиков. Его исполнительным директором стал сотрудник Республиканского фонда поддержки (РФП) Иван Новиков. Однако с момента создания фонда новостей о его работе не появлялось.
Проблему увеличения числа обманутых дольщиков попытались решить и власти Казани. В феврале этого года на заседании Казгордумы прозвучал призыв разделить «действительно нуждающихся дольщиков» от граждан, приобретающих десятки квартир в долевое строительство в случае банкротства девелоперов.
В то же время ситуация в строительной отрасли накаляется: компании больше не смогут работать по договорам долевого участия. Для возведения объектов им придется брать кредиты или ограничиваться собственными средствами. Неизвестно, смогут ли все застройщики работать в новых рамках и как это скажется на дольщиках строящихся сейчас домов.