Posted 20 мая 2019, 14:20
Published 20 мая 2019, 14:20
Modified 20 августа, 15:17
Updated 20 августа, 15:17
Под управлением Татарстанской митрополии, согласно ее официальному сайту, находится 330 объектов, среди которых 318 храмов, часовен, молитвенных домов, соборов, источников и 11 монастырей. Они принадлежат Казанской, Альметьевской, Чистопольской епархиям. Количество объектов Русской православной церкви (РПЦ) в 4,5 раза меньше числа мечетей — в Татарстане их 1,5 тысячи, сообщал муфтий РТ Камиль Самигуллин в сентябре 2017 года.
Объектов митрополии в регионе в 4,2 раза меньше, чем общеобразовательных организаций (в Татарстане их 1 398) и в 5,3 раза меньше, чем дошкольных образовательных организаций, коих 1 765. В то же время число храмов, монастырей и прочих объектов РПЦ в 2,5 раза превышает количество поликлиник и больниц. Как сообщили Inkazan в пресс-службе министерства здравоохранения РТ, их в регионе 127.
Часть находящихся в ведении митрополии объектов фактически не действует и разрушается — это храмы в поселках, заброшенные во времена СССР, а также ряд построек в городах, например, Храм-памятник павшим воинам на Казанке. РПЦ не раз заявляла о планах восстановить объекты — некоторые из них действительно реконструируются. Например, в Верхнеуслонском районе восстанавливается храм 18 века.
В 2016 году в центре Казани начали воссоздавать Собор Казанской иконы Божьей Матери. Завершить работы планируют в 2020 году. Курирует их фонд «Возрождение». Сообщалось, что строительство ведется на пожертвования как рядовых граждан, так и крупных нефтяных компаний региона, однако сумма пожертвований умалчивается.
В сентябре прошлого года Самигуллин заявил о необходимости строительства в столице Татарстана Соборной мечети. По его словам, существующие религиозные учреждения не вмещают всех верующих в дни мусульманских праздников. Муфтий РТ сообщал Inkazan, что видит «живой интерес и поддержку инициативы» со стороны мусульман. Однако сумма, которую планируют потратить на ее строительство, тоже предпочитают не разглашать. По словам Самигуллина, «верующие с радостью примут участие в возведении Соборной мечети». Идея была одобрена.
Возвести ее предлагали на месте парка Тысячелетия, на территории обанкротившейся обувной фабрики «Спартак» и площадке в районе речного порта. Были и скандальные предложения: заместитель муфтия РТ Мансур Джалялетдин сказал, что видит мечеть «рядом с Национальным культурным центром „Казань“. Может быть, вместо этого здания или где-то рядом». Предложение вызвало бурные обсуждения.
В апреле этого года стало известно, что мечеть могут построить в буферной зоне Казанского Кремля — на противоположном берегу Казанки. Зампредседателя общества охраны памятников Фарида Забирова заявляла, что это будет «большой проблемой», так как объем строительства и параметры мечети еще не определены. На территории, о которой идет речь, расположена зеленая зона. В настоящее время она застраивается жилыми комплексами.
Забирова сообщала, что городские власти настаивают именно на этом варианте размещения мечети. Однако после протестов в Екатеринбурге официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что Соборная мечеть будет строиться с учетом мнения населения — на данный момент окончательного решения по этому вопросу нет.
В последнее время в Татарстане не было крупных конфликтов, связанных со строительством или возвращение под крыло РПЦ православных храмов. В 2013 и 2014 годах церковь подала два иска к администрации Нижнекамского района о признании права собственности религиозной организации на два храма. В обоих случаях суд встал на сторону РПЦ.
В 2015 году в Казани разразился скандал из-за строительства мечети во дворе жилого дома на улице Хороводная. Жильцы заявляли, что это приведет к проблемам бытового плана, в частности — сокращению парковочных мест и ухудшению санитарной обстановки из-за забоя скота на мусульманские праздники.
«Мы не против религии, но мы против строительства любого религиозного сооружения, будь то мечеть, синагога или буддийский храм», — заявлял Inkazan один из активистов-противников строительства. В 2017 году на собрание по вопросу возведения мечети пришло всего 12 человек из 400 жителей дома, однако собственники квартир развернули борьбу в соцсетях.
Люди неоднократно писали комментарии в аккаунты главы РТ Рустама Минниханова. В 2017 году по решению суда строительство мечети приостановили. В Татарстане, который позиционирует себя как многонациональный регион, толерантный к представителям различных религий, такие конфликты являются редкостью.
Протесты в Екатеринбурге начались в понедельник, 13 мая. Горожане вышли на стихийный митинг после сообщения о том, что храм святой Екатерины будет построен на месте сквера у Театра драмы. Они заявили, что в городе недостаточно зеленых зон, поэтому строительство храма на одной из них будет нецелесообразным.
Исторически храм располагался в другом месте — его разрушили в 1930-е. Протесты переросли в столкновения противников и сторонников строительства религиозного учреждения. На прошлой неделе сообщалось о трех госпитализированных и почти 30 задержанных участниках акции и с той, и с другой стороны.
Тогда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил протестующим встретиться в его кабинете и сесть за стол переговоров, однако они ни к чему не привели. Горожане ежедневно собирались у сквера, ломая забор, которым огородили выделенную под строительство площадку.
В РПЦ заявили, что возведение храма не должно стать причиной раздора, однако не отменили решение о его строительстве. СМИ сообщали, что средства на это выделят местные миллиардеры Андрей Козицын и Игорь Алтушкин, занимающие 24 и 25 места в рейтинге Forbes. Впоследствии в разрастающийся конфликт вмешались федеральные власти.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что существует простое решение этой проблемы — нужно провести опрос жителей и подчиниться мнению большинства. По оценкам ВЦИОМ, это займет около двух недель — на это время строительство приостановили. Региональные власти заявили, что уже сегодня будут представлены альтернативные площадки для строительства.
В то время как протестные настроения в Екатеринбурге сходят на нет, по всей России они только начинаются. Аналогичные акции против строительства религиозных учреждений в местах массового отдыха граждан проходят в Нижнем Новгороде, Ульяновске и ряде других городов. Некоторые из них имеют результаты.
Так, мэр Красноярска Сергей Еремин подписал постановление о запрете строительства собора на месте сквера. В ходе общественных слушаний большинство горожан проголосовали против этого проекта. В Челябинске заявили о заморозке строительства часовни святой Татьяны в сквере у Южно-Уральского госуниверситета, заявив, что власти изучат опыт Екатеринбурга.
7 мая Путин поручил кардинально повысить качество городской среды к 2024 году — эта задача поставлена в рамках одного из национальных проектов. В указе главы государства сказано, что в стране должен появиться механизм участия граждан в формировании благоприятной городской среды и комплексном развитии городов.