В январе этого года Ирек Файзуллин, 10 лет занимавший должность министра строительства Татарстана, был назначен первым заместителем главы федерального министерства. Ему на смену пришел 59-летний Фарит Ханифов — выходец из Набережных Челнов, успевший поработать в строительной сфере Елабуги, первым замглавы минстроя республики, помощником главы Татарстана и руководителем казанского ФАУ «Главгосэкспертиза России». Небезызвестный в отрасли человек, он начал работу с отчета на итоговой коллегии минстроя, рассказав о деятельности предшественника, который на мероприятие не явился.
Сегодня Ханифов встретился с журналистами, чтобы подвести итоги первых 100 дней своей работы, часть которых пришлась на пандемию и экономический кризис. В начале апреля на эту тему высказался его заместитель Ильшат Гимаев. Он рассказал, что «людей с объектов вымыло частично» и предрек поглощения крупными строительными компаниями более мелких игроков. Ханифов смотрит на ситуацию более позитивно: «Коронавирус и падение цен на нефть на нас бы очень жестко отразились, если бы у нас не было „подушки безопасности“», — сказал он.
В Татарстане действуют программы поддержки участников отрасли, которые помогли им сохранить свои позиции. Об уменьшении объемов строительства речи не идет, заявил Ханифов, но сроки могут сдвинуться. Несмотря на обещания властей, программу «Наш двор» растянули с планируемых трех до пяти лет. На одном из совещаний с региональным бизнес-омбудсменом застройщики заявляли об опасениях в части сроков сдачи объектов и падении спроса на недвижимость. Оценивать потери строительной отрасли как за прошедшие месяцы, так и за 2020 год министр не стал. Но больших рисков он не видит.
Ожидания покупателей, по которым ударил кризис, и экспертов в отношении цен на квадратные метры нестабильны. Есть надежда, что это не отразится на застройщиках. Это заслуга федерального центра, а не Ханифова: госкорпорация «Дом.рф» будет выкупать у работающих застройщиков непроданные квартиры в домах, которые будут сданы до июля 2021 года. Ханифов хотел бы распространить практику и на другие виды жилья — регион будет работать над этим. До этого республике «давалось нелегко» решение включить строительную отрасль в перечень работающих организаций — его принимал федеральный центр.
Чтобы попасть в программу, застройщики должны уложиться в сроки, обеспечив доступ рабочих к объектам. По словам Ханифова, в республике работают 83 тысячи строителей, летом эта цифра увеличивается. При этом у крупных застройщиков, в ЖКХ и на региональных программах не трудятся иностранные рабочие. В Татарстане застройщиков предупредили, что «со стороны без карантина людей брать запрещено». Участники рынка предоставляют другие данные: часть компаний «сидят» на гастарбайтерах и могут столкнуться с нехваткой сотрудников.
В Татарстане ежедневно мониторят стоимость стройматериалов, заявил министр. На в 95% из них цены не выросли, увеличение на 5-7% показали стальные трубы и металлические листы из-за меньших объемов разовой закупки и усложнения логистики. Растет стоимость вентиляционных технологий. По словам Ханифова, причиной стало одновременное строительство госпиталей в регионах страны. Министр сказал, что республика обеспечена стройматериалами, производимыми на ее территории, добавив, что сейчас благоприятный период для того, чтобы их закупить.
Среди положительных шагов Ханифов отметил ипотечную программу под 6,5% годовых, которая действует до ноября этого года. В регионах такая процентная ставка распространяется на квартиры в новостройках стоимостью до 3 млн рублей — низкий порог, учитывая стоимость жилья в Татарстане. На вопрос, сколько квартир в регионе подходят под программу, и удовлетворит ли это спрос, в минстрое предпочли не отвечать. Известно лишь, что пятерка крупнейших банков республики уже работают по этой программе, заключено 49 таких договоров.
«Как бы все прекрасно не строилось, но мы живем, где живем — кто в квартире, кто в своем доме, и состояние комплекса ЖКУ — это важная часть нашей жизни», — сказал Ханифов, сравнив это с вопросом национальной безопасности. Пока не критические потери наблюдаются в части собираемости оплаты за услуги ЖКХ — 700-800 млн рублей от полного оборота отрасли в размере 41 млрд. По данным казанских властей, только в столице республики долги превысили 3,7 млрд рублей. Ханифов же поблагодарил за платежную дисциплину жителей, которые в три раза чаще стали жаловаться на предоставление коммунальных услуг.
Татарстан намерен сделать ставку на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). «Без земли дом не построишь», — заметил Ханифов. В республике более 37 тысяч участков оформили только на многодетные семьи, но строительство ведется не на всех из них. Минстрой поможет муниципалитетам привести в порядок градостроительную документацию, если эта проблема препятствует выделению участков. Застраивать их могут индивидуально или комплексно, например, закладывая фундамент. К тем землям, где начато строительство, коммуникации будут прокладываться в первую очередь.
По поручению вице-премьера России Марата Хуснуллина Татарстан провел для регионов Приволжского федерального округа обучение служб, выступающих заказчиками строительства. «Все говорят, что наша структура правительства, министерства строительства и ГИСУ — это очень правильно организованная цепь», — похвастался министр. В условиях пандемии и экономического кризиса может показаться, что в строительной отрасли многое зависит от решения министра. Представители бизнеса, встречи с которыми проводит не Ханифов, а глава Татарстана Рустам Минниханов, в этом не уверены.
«Минстрой здесь не меньше жертва. Я всегда считал, что министр строительства — „мальчик для битья“. Фактически они собирают статистику, выпускают ежеквартальный циркуляр. Я уважаю людей, которые там работают, но задавать им вопрос „Как вы собираетесь на это реагировать?“… Нет у них инструментов, чтобы ситуацию изменить», — заявил Inkazan гендиректор ТС «Нурсиб» Рустэм Набиев. По его словам, минстрой может лишь доносить информацию до бизнеса, многие участники которого даже не знают имени министра.
«С точки зрения бизнеса, от этого человека мало что зависит. Ты вопрос решаешь с конкретным инвестором, с банком, но точно не с министерством», — сказал Набиев. Зато министерство и его новый глава могут комментировать всевозможные вопросы от реновации жилья до проблемы «очередников», планировать масштабирование на всю страну растягивающихся татарстанских программ. И те руководители, у кого это получается лучше всего, могут надеяться на теплое кресло в федеральном правительстве.