Posted 1 апреля 2022, 07:45

Published 1 апреля 2022, 07:45

Modified 18 сентября 2022, 14:58

Updated 18 сентября 2022, 14:58

Скандалы и антирекорды: как «Рубин» пытается бороться за фанатов

1 апреля 2022, 07:45
Болельщики казанского «Рубина» все чаще стали жаловаться на плохую организацию матчей со стороны клуба и даже на работу его официального магазина. О том, как «Рубин» борется за болельщиков и что из этого выходит — в материале Inkazan.

Антирекорды

«Рубину» осталось провести пять домашних матчей до конца сезона 2021/22 чемпионата России — против «Химок», «Краснодара», тульского «Арсенала», «Сочи» и «Уфы». Все эти игры должны пройти на «Ак Барс Арене», если не случится очередной форс-мажор. Но все идет к тому, что до конца сезона «Рубин» побьет собственный антирекорд посещаемости.

Самая низкая посещаемость на «Ак Барс Арене» была зафиксирована в июле 2020 года: на матч между «Рубином» и «Краснодаром» пришли 2 485 зрителей. Но тогда действовали жесткие «ковидные» ограничения, по которым игру не могли посетить больше 4,5 тысячи зрителей.

В период до пандемии антирекорд установили на игре с «Краснодаром» в апреле 2017 года. Встречу посетил 3 041 человек.

Сейчас клуб занимает четвертое место в Российской премьер-лиге (РПЛ) по средней посещаемости матчей — 5 837 человек. Этот показатель выше только у санкт-петербургского «Зенита» (10 594), московских «Спартака» (7 923) и «Динамо» (6 992).

Если брать только домашние игры, то «Рубин» в рейтинге пятый — 6 717 человек в среднем посещают матчи РПЛ в Казани. Выше показатель у «Зенита», «Динамо», грозненского «Ахмата» и «Краснодара». При этом не стоит забывать, что в разных регионах отличаются «антиковидные» требования и ограничения.

«Рубин» в этом сезоне успел отыграть на двух стадионах — «Ак Барс Арене» и Центральном. Вместимость первого превышает 45 тысяч человек, а второго, по разным данным, варьируется от 27 до 30 тысяч. Казанский клуб за это время только дважды сумел собрать на стадионе больше 10 тысяч болельщиков — на матчах со «Спартаком» и самарскими «Крыльями Советов» летом.

Тихий Matchday

Одной из проблем низкой посещаемости фанаты «Рубина» называют плохую работу клуба по привлечению новых болельщиков на стадион. «Я сам такой, каждый матч хожу и буду ходить. Но нас таких 5% от вместимости стадиона», — написал один из фанатов казанского клуба в чате болельщиков, обратив внимание на необходимость создавать условия для новых зрителей.

Другие предложили взять за основу опыт прочих казанских команд — «Ак Барса», УНИКСа и «Зенита». «Не можешь сам — хоть скопируй», — аргументирует это один из болельщиков «Рубина». По словам фанатов, игроки других команд проводят фотосессии с болельщиками, дают автографы, а в перерывах матчей клубы устраивают развлекательные мероприятия для зрителей.

Отдельной проблемой фанаты называют качество еды на стадионе, а также цены на нее. «Давно пора уже выгнать эти холодные пирожки и чаи из таза», — написал один из болельщиков. Другие предложили привлечь к организации питания на стадионе крупные региональные сети общественного питания.

Inkazan направил запросы в пресс-службы ФК «Рубин» и «Ак Барс Арены» с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации материала ответы не поступили.

Также среди предложений фигурировало возвращение возможности продажи пива на стадионе. Этот вопрос обсуждается уже несколько лет. Запрет действует с 2005 года. В июле 2018 года с инициативой возврата пива на стадионы высказался глава Татарстана Рустам Минниханов. Сначала представители власти не поддержали идею, но позже согласились с ней.

Сообщалось, что в случае одобрения законопроекта деньги от продажи алкогольного напитка на стадионах будут идти на развитие детского футбола. Против возвращения пива на стадионы выступал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Сейчас решение о продаже алкогольного напитка во время спортивных соревнований не принято.

Неудобный и убыточный фаншоп

Отдельной темой для разговора болельщики называют работу официального магазина атрибутики. Сейчас у «Рубина» только один фаншоп — на Центральном стадионе. Фанаты недоумевают, почему клуб не сделает вторую точку на «Ак Барс Арене» или вовсе не перенесет магазин туда.

«Ужасная работа сайта фаншопа, космические цены, нет ретро-атрибутики», — сообщил Inkazan фанат «Рубина» из Ставропольского края. Среди претензий к сайту официального магазина клуба называют неудобный функционал и слабый ассортимент. А на его главной странице до сих пор висят объявления с предложением купить экипировку «Рубина» 2019 года.

Открытие фаншопа прошло скандально. Фирменный магазин запустила фирма «Премьер футбол», которая принадлежала защитникам московского ЦСКА Алексею и Василию Березуцким. Второй брат участвовал в церемонии открытия вместе с генеральным директором «Рубина» Андреем Громовым в 2013 году.

Тогда фанатам не понравилось, что фаншоп принадлежит игрокам московского клуба. Претензии были направлены в сторону Громова и советника президента «Рубина» Марии Климовой. Только в 2017 году магазин перешел под контроль ООО «Премьер Футбол РК» — дочерней компании МАУ «ФК «Рубин».

Последние пять лет фаншоп был сугубо убыточным. С 2017 по 2021 годы суммарный чистый убыток составил 11,9 миллиона рублей. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», за это время официальный магазин «Рубина» заработал 52,44 миллиона рублей.

Пиковым оказался год проведения чемпионата мира, тогда фаншоп получил выручку в размере 15,3 миллиона рублей. В 2021 году юрлицо приблизилось к этому показателю — 13,2 миллиона. В остальные годы годовая выручка от продаж не достигала и 10 миллионов. При этом в 2013 году сообщалось о планах сделать целую сеть магазинов по Казани.

Соцсети — наше все

В чем «Рубин» хорош — так это в ведении социальных сетей. Чего только стоит аккаунт клуба в TikTok, откуда берут видео мировые спортивные СМИ, а сами ролики набирают сотни тысяч и миллионы просмотров. В комментариях постоянно отмечаются болельщики клуба из разных городов России и мира.

Также «Рубин» довольно регулярно представляет качественные и интересные ролики на YouTube. Чего стоят только ставшие традиционными новогодние видео и перепевка песни «Татарстан — супер гуд». Но насколько хорошо клуб реализует эту популярность — вопрос.

Как посещаемость отражается на результате

Показательная история влияния посещаемости на результаты «Рубина» случилась в прошлом году. Клуб стал чемпионом по гостевым матчам, набрав 31 очко из 45 возможных. При этом по результатам домашних игр «Рубин» стал лишь 12-м с 22 набранными баллами. Хуже оказались только «Ростов», «Уфа», волгоградский «Ротор» и «Тамбов».

В том сезоне казанцы сыграли 14 матчей на «Ак Барс Арене» и еще одну игру - на Центральном стадионе. Средняя посещаемость этих встреч составила 7 403 зрителя — девятый показатель в РПЛ. В это же время тренеры и игроки «Рубина» неоднократно говорили о важности домашней поддержки. Но, судя по всему, ее оказалось недостаточно.

«Очень хотелось бы чтобы болельщики в этой непростой ситуации нас поддержали. Дорогие болельщики! Мы всегда старались играть для вас, когда-то это получалось, когда-то нет. Но сейчас тот период времени, когда нам всем необходимо сплотиться. Мы в той ситуации, которую невозможно было предсказать», — сказал Слуцкий перед игрой с «Химками».

Отношения «Рубина» и «Ак Барс Арены»

Отдельно накладываются и отношения между командой и стадионом. Недавно «Ак Барс Арена» отсудила у «Рубина» 37,9 миллиона рублей долгов за аренду стадиона в дни матчей. При этом, по данным Inkazan, общая задолженность клуба перед ареной значительно больше.

«Ак Барс Арена», по данным СМИ, даже угрожала «Рубину» из-за долгов. Руководство стадиона намеревалось запретить казанцам проводить футбольные матчи у себя, предложив переехать на Центральный стадион. Сам «Рубин» неоднократно жаловался на высокую стоимость аренды «Ак Барс Арены» по сравнению с другими стадионами, построенными к ЧМ-2018.

В это же время и сама арена не благоприятствует комфортному наблюдению за матчами: на стадионе до сих пор нет обещанного отопления, сама арена расположена не слишком удачно по отношению к транспортным развязкам, а бетон вокруг стадиона угнетает болельщиков. К тому же у «Рубина» и фанатов регулярно возникают претензии к качеству газона.

Остается надеяться, что стороны урегулируют все претензии и начнут действовать сообща.

Подпишитесь