Posted 13 октября 2023, 03:53
Published 13 октября 2023, 03:53
Modified 13 октября 2023, 03:53
Updated 13 октября 2023, 03:53
«То, что город заявляет о крупных проектах — это определенный пиар в сфере позиционирования городов. Но из-за того, что проекты не реализуются, страдает репутационный капитал города», — считает экономист и руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.
За последние пять лет Казань получила много «репутационных ударов». Татарстанские власти практически ежегодно заявляют об очередной грандиозном строительстве. Редакция постаралась разобраться, у каких проектов еще есть шансы, а какие остались утопией.
Разговоры о строительстве канатной дороги в Казани появились еще в 2016 году. Тогда городской исполком поручил подготовить проект под канатку от «Корстона» до стадиона «Ак Барс Арена». Реализовать его собирались, за 12 месяцев. Объект вновь вошел в список приоритетных инвестиционных проектов Татарстана. В 2021 году глава республики Рустам Минниханов говорил, что эта дорога «необходима городу». Тогда же озвучивалась его примерная стоимость — 3 млрд рублей.
Были и другие проекты. В 2018 году появилась идея создания канатной дороги между Верхнеуслонским районом и Храмом всех религий. В 2022 году уже озвучивались две дороги: от центра Казани до Верхнего Услона через Волгу и от центра до микрорайона «Салават Купере». Ни один из проектов так и не был реализован.
Только в 2023 году от слов перешли к делу. Минтранспорта Татарстана подписало соглашение о взаимодействии с компанией «Урбантех» на развитие системы канатных дорог в Казани. Теперь планы еще амбициознее: «затянуть» Казань целой сетью канаток.
Основными будут три не связанных между собой маршрута:
Накануне проект очередной канатки вновь представили Минниханову. Она будет иметь три станции: у парка имени Горького, экстрим-парка «Урам» и на площадке рядом со стадионом «Ак Барс Арена».
Долгие годы одной из самых громких тем в Казани было строительство Мусоросжигательного завода (МСЗ) в поселке Осиново. В 2020 году проект прошел все независимые экспертизы. Татарстанские власти дали добро на начало строительства. Через 2 года он должен был начать свою работу.
Тогда противники проекта яростно выступали против: разбивали на участке МСЗ палаточный лагерь, его разогнал ОМОН. Проводили серию одиночных пикетов, требуя отставки главы МВД по республике Артема Хохорина, за что были либо задержаны, либо оштрафованы. Результатов это не дало.
Город был непреклонен. Мэр Казани Ильсур Метшин заявлял, что строительство МСЗ станет лучшим достижением за время работы мэром: «Если меня спросят потом, что я сделал доброго и хорошего для Казани — первым я назову мусоросжигательный завод, если я могу это сделать», — говорил он.
После начала специальной военной операции и введения санкций против России разговоры о строительстве сошли на нет. Сначала появилась информация о том, что сроки сдвинулись на 2025 год.
О проблемах с поставкой оборудования для предприятия весной 2022 года говорил премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Тогда стороны искали варианты, как выйти из ситуации с техникой. В поставке швейцарско-японского оборудования региону было отказано. Позже стало известно, что республика не будет выделять деньги на строительство МСЗ.
Летом 2022 года появилась информация о том, что компания «Ростех» отложила строительство заводов в России, в том числе под Казанью, из-за введенных западными странами санкций. СМИ писали, что Татарстан совместно с «Росатомом» рассматривают предложения китайских инвесторов. На этом история завода пока что закончилась.
Благоустроить Адмиралтейскую слободу пытаются с 2011 года — именно тогда Минниханов впервые дал такое поручение. В 2013-м в Казани разработали проект реновации территории, который приходилось изменять множество раз. Его планировали реализовать в несколько этапов: первый должны были завершить к чемпионату мира по футболу и 300-летию Петровской верфи — в 2018 году.
Но в 2017 году депутат Казгордумы Альмир Михеев заявлял, что начать строительство в районе и развивать территорию невозможно: для этого нужно построить канализационно-насосную станцию (КНС). Строительство этого эпохального проекта завершили в 2021 году.
Но даже сами активисты не сильно верили в проекты. В 2019 году помощник руководителя региона Олеся Балтусова говорила, что обновление слободы может растянуться на 30 лет. В 2021-м глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина заявила, что многострадальный проект реновации лишился госфинансирования.
Дефибриллятором для территории стала Соборная мечеть, которую никак не могут «усадить» в городе. Теперь будущий храм перенесли с территории бывшего парка аттракционов «Кырлай» в Адмиралтейскую слободу. Эксперты вновь заговорили о депрессивности территории, мечеть должна стать предпосылкой для ее развития.
Уже звучат идеи о том, что рядом могут появятся исламский образовательный и общественный многофункциональный центры, а участок застроят многоквартирными и частными домами. Сроков, по традиции, нет.
Последнюю станцию первой линии казанского метрополитена «Дубравную» сдали в 2018 году. Сделали это с большим опозданием, но вскоре объявили, что в городе планируется строительство второй линии. Она должна состоять из 12 станций. После улицы Академика Сахарова метропоезда должны идти в сторону ипподрома, Советской площади, Компрессорного завода — а далее через Казанку к «Ак Барс Арене», улицам Фатыха Амирхана и Бондаренко с завершением на улице Восстания.
С первой линией ее свяжут станциями «Яшьлек» и «Дубравная». Так казанское метро должно стать круговым, охватить все районы города. На первом этапе планируется сдать 4 станции из 12. Пока что в Казани закончили проходку второго участка от станции метро Сахарова «Тулпар» до станции метро Ломжинская «Зилант».
Проект обходится городу в «огромные деньги». В 2020 году 4 станции стояли 40 млрд рублей, но теперь цены выросли в 1,5 раза. У этого проекта есть сроки окончания: 2027 год. Пока что самые больше вопросы вызывает перекресток улиц Фучика и Зорге: много лет горожане терпели строительство станции «Дубравная», но теперь стройка вновь вернулась к ним на долгие годы.
Несмотря на все финансовые сложности, в 2022 году стало известно, что в Казани также разрабатывается проект станции метро возле Детской республиканской клинической больницы. Новая станция должна стать продолжением метро «Дубравная». Однако в городском исполкоме уверяют, что окончательного решения еще не принято.
«Я не стал бы называть вторую ветку метро зависшим проектом поскольку она всё-таки строится, пусть и не так быстро, как многим хотелось бы. Работы идут и первая станция на Сахарова уже почти готова», — считает урбан-активист Дмитрий Сагдеев.
Уже несколько лет Казань мечтает о самом большом парке у воды, а точнее о 12. Стратегия развития прибрежных территорий Казанки рассчитана на 10 лет, до 2030 года, но сейчас проект сильно буксует. Городские власти планировали «захватить» благоустройством 3 700 гектаров — пространство площадью в 9 центральных парков Нью-Йорка, или 54 парка имени Горького в Казани.
Упомянутые 12 новых парков должны появятся на участке от Голубого озера до Волги, как и 60 километров велосипедных и пешеходных маршрутов и более двух десятков точек доступа к прибрежным территориям. Но из 12 парков пока не построили и четверти. Готовы лишь экстрим-парк «Урам», строить который начали раньше, чем говорить о концепции, парк знаний на Кремлевской набережной под зданием Национальной библиотеки и Русско-Немецкая Швейцария, которую просто не нужно было трогать.
Судьба парка «Манзара», обсуждение которого шло весь прошлый год, остается под вопросом. Парк должен был расположиться рядом с бывшим парком «Кырлай», но тот снесли, на месте собирались строить соборную мечеть, которая «не потерпела» бы такого соседства. Сейчас перенесли и мечеть. Летом 2023 года комитет внешнего благоустройства города заявлял, что сейчас идет проработка концепции парка.
На территории под мостом «Миллениум», где также должен был проходить один из парков, сейчас идет активная стройка гостиниц, и о благоустройстве речи пока не идет. Об остальных проектах в последний год город молчит.
«Я глубоко разочарован в том, что происходит со стратегией. Бюджетирования так и не произошло за эти годы, а уже пошел пятый год с того момента, как Минниханов подписал этот указ. Все эти годы я защищал стратегию, потому что с самого начала появились скептические голоса, что все это не будет реализовано, и что все это просто прикрытие для строительства на Казанке. Вот все это и всплыло.
Все добила стройка Зиганшина [Равиля, главы ПСО „Казань“ — Inkazan] даже не с той стороны, у „Ривьеры“, а в „Спортивном парке“. Я сильно расстроен и как активист, и как эколог, потому что происходит что-то непонятное, и все это опять втихаря без каких-либо общественных слушаний», — рассказал Inkazan эксперт команды «Стратегия развития Казанки» Тимур Ескараев.
В 2010 году городские власти решили пустить по Казани кольцевую электричку, рассчитывая, что на ней можно будет добраться из одного конца города в другой за полчаса. Тогда говорилось, что проект планируется реализовать «в ближайшие годы».
Общая протяженность кольца должна была составить 48 километров и состоять из 17 остановок. Например, можно было бы проехать по маршруту аэропорт — ж/д вокзал «Казань-1» — ж/д вокзал «Казань-2» и обратно. Первый этап строительства оценивали в 3 млрд рублей.
Тогда горожане задавались вопросом: «зачем городу электричка, если у нас и так будут метро и скоростной трамвай?». В 2021 году вице- премьер России Марат Хуснуллин предложил включить строительство городской электрички в Казани в транспортную стратегию до 2030 года.
«За этим большое будущее, мы это видим на примере Москвы, сейчас мы начинаем это внедрять в Санкт-Петербурге», — заявлял Хуснуллин, обращаясь к президенту России Владимиру Путину.
Тогда Хуснуллин говорил, что проект проработан совместно с РЖД, у 8 российских регионов есть проработанные схемы, еще 15 субъектов проявляют большую заинтересованность.
Весной 2023 года стало известно, что компания РЖД готова оплатить строительство кольцевой железной дороги в Казани при одном условии. Если Татарстан возьмет на себя половину расходов. Республика никаких знаков согласия не подавала.
«Что касается электрички, тут вопрос более сложный. Я считаю, что в том виде, в котором ее предлагают, она не нужна. Потому что вокруг этого железнодорожного кольца в принципе отсутствует какие либо пассажиропритягательные места», — считает урбан-активист Дмитрий Сагдеев.
По его мнению, проблема проекта городской электрички в том, что он полностью игнорирует отдалённые микрорайоны. Несмотря на то, что в Юдино и Дербышках есть железные дороги и удобные станции, кольцевая ветка до них не доходит.
«Я считаю, что этот проект никогда не будет реализован в том виде, в котором они его запланировали», — заключил активист.
Проект первого татарстанского семейного парка развлечений «Futuroscope» по примеру французского «Диснейленда» провалился, не успев стартовать, хотя был включен в перечень приоритетных инвестпроектов.
В 2015 году Госкомитет по туризму республики подписал договоры о сотрудничестве между созданной компанией ООО «Волга-Дискавериз» и французской компанией Sarl OG Conseils services. Проект оценивался в 220-380 млн евро. В том же году «Волга-Дискавериз» получило разрешение на проведение первого этапа — геологоразведочных работы и изысканий по проекту строительства парка развлечений. На строительство татарского «Диснейленда» закладывали четыре года, открыть его обещали в 2021 году.
Futuroscope должен был стать уникальным парком аудиовизуальных технологий. На его территории предполагалось разместить кинотеатры величиной с многоэтажный дом, зеркальные кристаллы, гигантские капли воды, фантастические пирамиды и трубы самых причудливых форм.
Предполагалось, что площадка появится в Верхнеуслонском районе республики на территории в 70 га. В нем планируется разместить до 15 аттракционов. Рядом с парком будет возведен гостиничный комплекс площадью 80 тысяч кв. метров на 500 человек, 25 гостевых домов с пирсами для катеров и яхт.
В итоге анонсированный мегапарк канул в Лету после долгих обсуждений с иностранными инвесторами, переговоры с которыми так ни к чему и не привели. Компанию, инициировавшую строительство парка развлечений, обанкротил контрагент — дело рассматривалось в Арбитражном суде РТ. Госкомитет, обещавший содействовать в реализации проекта, давно не высказывался по этому вопросу.
Какие только манипуляции не хотели провернуть с Вахитовским холмом. В 2007 году Минтимер Шаймиев, занимавший тогда пост президента Татарстана, предложил построить новое здание Национальной библиотеки, а сам памятник перенести на площадь Вахитова. Был объявлен конкурс на лучший проект, но не срослось. Из-за нехватки финансирования футуристическим мечтам компании «Антика» не было дано сбыться.
В 2017 году холм снова оказался в центре внимания. На нем задумали стройку турецкие инвесторы. Изначально проект носил название «Ключ Казани» с жилыми домами до 13 этажей, затем был торгово-офисный центр Espace, теперь — новый многофункциональный комплекс. Известно, что последние эскизы одобрил Минниханов. Инвестор и застройщик — турецкая «Дайнамик Глобал» — планирует вложить в строительство более 100 млн долларов. Но город официального разрешения на строительство пока не выдал.
Осложняет процесс согласования и то, что место под застройку входит в список объектов культурного археологического наследия республиканского значения как достопримечательное место. СМИ писали, что Вахитова и знаменитую шахматную школу, расположенную на месте, обещали не трогать. С тех пор и не трогают — вообще ничего.
В 2018 году Мэр Казани Ильсур Метшин заявлял, что город не просто планирует, а уже выбирает площадку под строительство большого концертного зала. «Выборы» шли больше 5 лет. Предполагается, что концертный зал будет вмещать 3-3,5 тыс. зрителей. Среди вариантов размещения нового объекта — площадки за дворцом единоборств «Ак Барс», между центром семьи «Казан» и «Ривьерой», у пескобазы рядом с Адмиралтейской слободой.
В 2021 году появился проект планировки территории на набережной реки Казанки вдоль улицы Сибгата Хакима, где планируется построить многофункциональный комплекс с гостиницей и концертным залом.
Позже стало известно, что еще в 2020 году центр с концертным залом включили в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В 2023 году появилась информация, что инвестсовет Татарстана одобрил проект строительства конгресс-центра на берегу Казанки по улице Сибгата Хакима. Общая площадь комплекса составит порядка 300 тысяч квадратных метров, плюсом — 93 тысячи квадратов благоустроенной территории рядом. Стоимость проекта оценили в 28,7 млрд рублей. Готовый объект обещают сдать к началу 2028 года.
Еще одна из мечт Казани — скоростной трамвай. Куда только не хотел проложить его город. К примеру, в материалах Генплана на 2040 год предложена трамвайная линия в «Салават купере». Кроме того, проектом Генплана предусмотрено продление трамвайного маршрута №4 «Улица Халитова — 9-й микрорайон» с реконструкцией существующего трамвайного полотна и строительством нового участка трамвайной линии протяженностью чуть более 1 км. В планах проектировщиков Генплана закольцевание трамвая маршрута №5 по Большому казанскому кольцу.
Всего Генпланом предусмотрено строительство 38,3 км трамвайных путей, в том числе новая линия на территорию проектируемого экорайона на месте бывших артиллерийских складов.
«Формально, у нас есть скоростной трамвай. Почти весь седьмой маршрут документально является трассой скоростного трамвая. Но по факту в первые годы это еще работало, а сейчас рельсы и шпалы убили, а денег на реконструкцию не выделяют. Плюс проблема в том, что всё это было построено по устаревший технологии, хотя подавалось, как супер-пупер современная технология укладки рельсов без стыков», — сказал Сагдеев.
Редакция Inkazan направляла запрос в городской исполком, чтобы узнать, что будет с частью этих мегапроектов. Ответ в установленные законом сроки так и не был получен. Видимо, и здесь не все так просто.