Posted 4 июня 2020, 15:30
Published 4 июня 2020, 15:30
Modified 17 сентября 2022, 17:09
Updated 17 сентября 2022, 17:09
Вчера стало известно, что татарстанские власти одобрили строительство МСЗ под Казанью. Проект прошел все экологические экспертизы — завод должен заработать через 2 года. Руководитель проводившей расчеты компании LGA Гюнтер Кнер заявил, что для них важно, чтобы население понимало, что завод безопасен. Казанцы в это не верят: новость о начале работ их возмутила.
Противники МСЗ запустили петицию «За отказ от мусоросжигания» и планируют собрать 100 тысяч голосов. На данный момент ее подписали чуть больше 20 тысяч человек. Тем не менее на месте уже будущего МСЗ идут работы по снятию верхнего слоя земли, висит щит с информацией о полученном разрешении на строительство.
«Мы пока не нашли, есть ли это разрешение, когда оно было выдано, сейчас этим занимаются юристы», — рассказал Inkazan Руслан Зинатуллин, представитель партии «Яблоко» в Татарстане. По его словам, МСЗ — это устаревшая технология, от которой Европа, на опыт которой ссылаются местные власти, начинает отказываться.
Министр экологии Татарстана Александр Шадриков впрочем заявлял, что происходит это потому, что заводов стало слишком много. «Это все схоже с историей с люминесцентными лампами: когда весь мир переходил на светодиоды, Медведев (Дмитрий, экс-президент России — Inkazan) решил ввести люминесцентные лампы в стране», — сказал Зинатуллин.
По его словам, народ против строительства. Он напомнил, что активисты предлагали проводить референдумы по мусорным объектам, однако формулировку вопроса к референдуму не принял Госсовет. Зинатуллин заявил, что противостояние против возведение МСЗ, которое длится с 2016 года, продолжится.
«Мы думаем, что там (в проекте МСЗ — Inkazan) есть ряд нарушений. К примеру, та дорога, которая была построена за бюджетные деньги, уже разваливается, хотя прошел только месяц с ее строительства», — сказал он. СМИ писали, что на дорогу к МСЗ потратили 44 млн рублей.
Активистка Вера Керпель заявила, что ждет встречи, обещанной главой Татарстана Рустамом Миннихановым. Она должна была состояться в 2020 году после получения результатов экологических экспертиз. Однако противники МСЗ встречались с другими местными чиновниками.
По словам Керпель, то, что анонсировали как заключение экологической экспертизы, таковым не является. На сайте министерства экологии республики дополнительных документов и экспертиз не появилось. А «черновик предварительного отчета с поставленной в фотошопе подписью» не является полноценной экспертизой и больше похоже на «позорище», сказала она.
«Мы разработали план действий и готовим несколько исков в суд. Считаем, что данное предприятие не экологично, будет вредить здоровью граждан. Будем всеми силами добиваться, чтобы стройка была остановлена. Если предприятие, не дай бог, будет построено, то чтобы оно было закрыто», — говорит Керпель.
По ее словам, татарстанские активисты общались с людьми, живущими у МСЗ в других регионах страны: они утверждают, что такое соседство ужасно. Жители таких районов чаще болеют, в квартирах нельзя открывать окна, а у животных развивается онкология. А если учесть, что в Татарстане мусоросжигательный завод построят рядом с ПАО «Казаньоргсинтез», вред удваивается.
«Мои уши отказываются принимать лапшу, которую вешает инвестор, и у меня есть глаза, которые видят документы на завод. Нам говорят, что будет выходить чистый пар, но состав пара это H2O. А загрязнение воздуха от завода составит 670 тонн загрязняющих веществ каждый год. Там будет ртуть, соляная кислота, целый набор тяжелых металлов, диоксид серы», — убеждена Керпель.
Она усомнилась в том, что Казанский МСЗ приведет город к нулевому захоронению мусора. По документам завод будет образовывать 33% токсичных шлаков от общего числа отходов. Шлаки относятся к 4-му, 3-му классу опасности. Их планируют захоранивать, но место для этого пока не определено. Активисты предполагают, что им может стать район свалки Самосырово.
Керпель рассказала, что представители инициативной группы общались с жителями поселка Осиново и многие из них собираются продавать свои дома, но покупателей нет. По словам активистки, заложниками остаются жители ЖК «Салават Купере», которые взяли квартиры в соципотеку и остались взаперти в «диоксиновом гетто».
Противники МСЗ уже не раз выступали против строительства и даже разбивали на участке МСЗ палаточный лагерь. Туда приезжал глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, затем лагерь разогнал ОМОН. В результате Татарстан попадал в «красную зону» протестной активности. Активисты провели серию одиночных пикетов, требуя отставки главы МВД по РТ Артема Хохорина, но за это все были либо задержаны либо оштрафованы.
«То, что нам обещали в 2017 году, и то, что мы сейчас получили — совершенно разные вещи. Говорили, что завод будет слабее и что не будет никаких выбросов. Сейчас, даже с учетом соблюдения всех технологий — это другой завод, а если все это не будет соблюдаться, что запросто может быть, то это экологическая катастрофа», — считает активист Антон Голубков.
Он заявил, что когда противники МСЗ запрашивали документы экологической экспертизы, им предоставили половину бумаг. Вторая часть была скрыта. И, по мнению активиста, в этих данных заложены реальные цифры, и не факт, что их получила компания проводящая экспертизу. «Так или иначе, завод закроется, и для этого инвестора это будет пожизненная головная боль, потому что мы не собираемся от них отставать, они все время будут ходить под пристальным общественным контролем», — заключил активист.