Posted 3 января 2020, 16:00
Published 3 января 2020, 16:00
Modified 20 августа, 15:34
Updated 20 августа, 15:34
Генеральный план Казани начали разрабатывать в 2014 году, в 2018 его вынесли на обсуждение и рассчитывали принять. Сроки перенесли на 2019-й после протестов жителей поселков — самые крупные прошли против строительства дороги в Дербышках и соцучреждений на юго-востоке Казани. Летом шесть федеральных министерств и ведомств не согласились с проектом генплана — его отправили на доработку. Мэрия назвала это «общепринятой практикой». Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич сказал, что если документ не согласуют до 2020 года, властям могут запретить давать разрешение на строительство соцобъектов. Принятие генплана снова перенесли — на начало 2020 года. Он будет рассчитан до 2040, а не 2035 года, как планировалось ранее.
Разработка и обсуждение генплана проходило при участии главного архитектора Казани Татьяна Прокофьева, которая пыталась искать компромиссы с горожанами. В июле она заявила, что уходит с занимаемой в течение 10 лет должности. По словам собеседника Inkazan, она давно готовилась к этому. Власти Казани объявили открытый конкурс на эту должность, в котором победил даже не молодой и опытный заместитель Прокофьевой Тимур Кадыров, а глава построившей критикуемые высотные жилых комплексы стройкомпании «АДТ» Ильсияр Тухватуллина. Она заявила, что ничего не смыслит в бюрократии — это удобно для тех, кто будет лоббировать очередные портящие город проекты.
Примеры не заставили долго ждать: Тухватуллина поддержала проект реконструкции торгового центра «Кольцо», предложенный Heads Group — он же вызвал критику архитектурного сообщества. Здание, построенное компанией семьи депутата Госдумы от Татарстана Айрата Хайруллина в 2006 году, попадало в рейтинги самых уродливых построек России. Предложения по его реконструкции поднимались не раз, однако проекты отклонялись — немалую роль в этом сыграла Прокофьева. Новый проект помимо прочего предполагает увеличение площади здания, а значит и дохода семьи депутата. Будет ли он реализован, зависит не от главного архитектора, а от результата противостояния парламентария-миллиардера и архитектурного сообщества.
Комментарий завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александра Дембича:
О смене главного архитектора
Какие-то перемены неизбежно произойдут, но поскольку я нашего нового архитектора хорошо знаю, я думаю, что они не будут кардинальными. Она девушка с характером, у нее свои взгляды на многие вещи есть, но, тем не менее, она будет продолжать работу в примерно похожем русле. Она не сторонник кардинальных перемен. С точки зрения профессионализма, она лет 15 как кончила вуз и все время практиковала — в этом отношении она даже лучше Прокофьевой, которая практически не практиковала.
Смена архитектора сказывается, так как многое зависит от личности главного архитектора. Конечно, далеко не все он решает, есть еще муниципальное руководство, а в Казани есть еще и республиканское руководство, которое сильно влияет на все процессы. Но от архитектора многое зависит, если он примет определенную позицию, сумеет убедить руководство, то может все поменять.
О генплане Казани
Неизбежно придется через 7-10 лет его переделывать. Его все равно положено актуализировать раз в 10 лет. А может быть, если что-то поменяется в развитии города, это зависит общеэкономической ситуации в стране, даже от выбора президента республики. Если придет другой президент, у него будут другие взгляды на город, то это сильно может сказаться на развитии Казани. Это такой цикличный процесс, когда и власть, и экономика очень сказываются на генплане.