Posted 6 января 2020,, 11:07

Published 6 января 2020,, 11:07

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Итоги-2019: министр Бурганов и скандалы в татарстанских школах

6 января 2020, 11:07
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания.

Для министерства образования Татарстана год начался с череды скандалов: в Набережных Челнах ученика школы № 13 не пустили в столовую — с администрацией школы провели беседу, историей заинтересовалась прокуратура. Похожий случай произошел в школе № 55. В школе № 15 избили ребенка с эпилепсией — глава управления образования исполкома города Винер Харисов заявил, что у мальчика нет справки, подтверждающей заболевание, и он сам задирал сверстников.

В республике заговорили о буллинге: по данным экспертов, 82% учащихся живут в ожидании травли. Психологи и родители уверены — явление масштабно, проблему поднимали детский омбудсмен Гузель Удачина и министр по делам молодежи Дамир Фаттахов. Дети стали чаще отказываться от посещения школ, признал министр образования Рафис Бурганов. На вопрос, поступают ли жалобы на травлю детей, в министерстве не ответили.

Весной депутат Госсовета Альберт Мухаметшин заявил, что часто появляется информация о конфликтных ситуациях в школе. Бурганов ответил, что каждый конфликт рассматривается и порекомендовал общественности «немножко успокоиться». 13 мая ученик 10-го класса казанской гимназии № 7 пришел в школу с ножом и пистолетом. Он занял учительский стол и не давал ученикам покинуть помещение. Его обезвредили и отправили на принудительное психиатрическое лечение. Эксперты связали случай с буллингом.

Ученики без страховки чистили крышу школы — инцидентом заинтересовалась прокуратура. Общественный народный фронт сказал, что в Васильевской средней школе № 2 30 лет не делали капремонт. Депутаты Госсовета предложили ввести должность школьного омбудсмена — ее не реализовали. Участились случаи отравления школьников снюсами. Депутаты Госсовета потребовали от минобра высказать свою позицию, министерство промолчало. Парламентарии разрабатывают законопроект об ограничении продажи веществ.

Счетная палата заявила: переведенные на татарский язык учебники не используются, Госсоветник Минтимер Шаймиев говорил, что подготовить их — проблема. Родители жаловались на принуждение к изучению татарского. В одной из районных школ они возмутились просьбой регистрировать детей как самозанятых: в минобре, минэкономики и Казанском Кремле заявили, что давления не было. В республике до сих пор не определились, должно ли министерство принимать решение о переходе школ на пятидневку.

Родители сообщали, что детям незаконно отказывают в приеме в 1 и 10 классы. 245 выпускников, претендовавших на медали, не смогли набрать и 70 баллов на ЕГЭ, а сын одного из чиновников во время экзамена выходил в туалет более 10 раз. Студенты профучереждений не могли сдавать практические экзамены из-за отсутствия оборудования — оно должно было достаться республике после WorldSkills.

Замминистра образования России Ирина Потехина заявляла: министерство знает, с какой нагрузкой живут педагоги, но сделать так, чтобы они получали «среднюю зарплату по экономике» не всегда удается. Прокуратура Татарстана провела проверку в минобразования, выявив многочисленные нарушения: случаи бесконтрольного расходования средств в школах — руководство казанской гимназии № 19 поехало в ОАЭ на собранные с родителей деньги. Власти Казани это опровергли.

Комментарий Родительского сообщества Татарстана:

О детских садах

Абонентская плата в детских садах абсолютно несправедливая, крайне высокая и имеющая место только в нашем процветающем Татарстане. Проблема существует не первый год. Даже поручения Медведева (Дмитрия, председателя правительства России — Inkazan) не помогли ее решить. Вопрос поборов в детских садах никуда не делся. Не проходит недели, чтобы кто-то из родителей не пожаловался, что собирают деньги. Родительская плата выше средней, абонентка — и вовсе местное ноу-хау, но денег почему-то нет.

Здравый смысл подсказывает, что нормальное уличное игровое пространство — хорошее вложение. Как выяснилось, средства на оснащение детских площадок в садиках если и поступают, то почти исключительно из «внебюджетных фондов». Очень надеемся, что министерству образования хватит организованности «пробить» в этом году в бюджете республики отдельную графу на обновление малых архитектурных форм в детских садах. Правда, учитывая результаты предыдущей работы минобра, не очень в это верим.

Катастрофическая нехватка садиков, особенно для самых маленьких. В свое время в Татарстане «перепрофилировали» ясельные группы под группы для детей от трех лет — «решали вопрос» с нехваткой мест для деток постарше. Но малыши почти полностью остались без яслей. В садиках татарский как был по три занятия в неделю, так и есть. Чьи родители не выбрали для изучения татарский язык, в часы занятий чаще всего сидят в группе. Альтернативных занятий для них не организовано.

О школах

В подавляющем большинстве школ детей не учат, перекладывая этот вопрос на плечи родителей. Катастрофически не хватает учителей по критически важным предметам: математике и русскому языку. С квалифицированными учителями по английскому языку, а также по таким предметам, как химия и физика, география и биология ситуация еще хуже.

Школа ориентирована на «стандартно-идеального» ребенка, который должен всегда слушать учителя, тщательно выполнять домашние задания, обладать взрослой организованностью. У школы нет возможности учить того, кто «стандартам» не соответствует. Там «потоковое» обучение, а оно дает только программные знания и только тем детям, которые способны их усвоить в школьном изложении. Поэтому поголовно сидим с «нестандартными» — самыми обычными — детьми до позднего вечера, помогая им освоить школьную программу.

Или нанимаем репетиторов, которые делают это же. Финансовое обеспечение учебного процесса по-прежнему во многом ложится на родителей. В Татарстане «дети для удобства школы», а не «школа для обучения детей». По-другому сформулировать этот блок проблем не получается. Школы ориентированы не на потребности детей, а на неформальные указания «сверху».

Отдельный вопрос — индивидуальное обучение детей с психоневрологическими отклонениями. Сейчас в школу можно отдать любого ребенка. Даже такого, который в условиях обычной школы становится опасен для себя и для окружающих. Никаких инструментов воздействия у школы в таком случае нет. Проблема тоже системная. Для ее решения сил родителей недостаточно: нужно вмешательство на уровне региональных и федеральных властей.

О семейном обучении и АУЕ

Многие родители, устав добиваться элементарного, переводят детей на семейное обучение. В Татарстане такое не приветствуется. В начале года был вал обращений от родителей, которым «РОО (районный отдел образования — Inkazan) не дает разрешение на семейное». Никакого разрешения не требуется — в обязанности родителей входит лишь уведомление. С этим вопросом разобрались. Больше родителей так не прессуют. Зато им внезапно начали выдавать предостережения за то, что они выбрали для своих детей образование вне школы. И пугать тем, что дети вне школы чаще попадают под влияние ОПГ и вообще относятся к группе риска.

В школах Татарстана, судя по выступлениям наших чиновников и представителей МВД, почти половина детей причастна к АУЕ. На территориях школ распространяют снюсы и насваи. В 7 гимназии ребенок взял одноклассников в заложники. Сообщения о травле (либо детей, либо педагогов) стали настолько обыденными, что на них уже не реагирует никто. Школы Татарстана, несмотря на шестидневку, «просели» по результатам PISA. Дети в республике показали результаты намного ниже, чем средний результат по России, по всем направлениям. Очевидно, что в таких условиях количество семей, которые забирают детей из школ, будет расти. Может, не стоит выкручивать руки тем, кто пытается найти альтернативу образованию и воспитанию «по-бургановски»?

До тех пор, пока школы будут полностью зависимы от исполкомов и минобра, ситуация не изменится. У нас нет реальной автономии школ. Есть видимость, которой очень удобно прикрываться. Школы не на пятидневке? Решение директора. В школе кривой учебный план? «Автономное» решение школы. И так до бесконечности. Пока существует прямая зависимость школ от местных структур, все школы будут «универсальными». Удобными для начальников, а не для детей.

"