Posted 7 сентября 2019,, 15:01

Published 7 сентября 2019,, 15:01

Modified 17 сентября 2022,, 16:21

Updated 17 сентября 2022,, 16:21

Итоги недели: Зиганшин на «Восточном», программа «Наш двор» и генплан Казани

7 сентября 2019, 15:01
Inkazan подводит информационные итоги недели, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания.

Равиль Зиганшин остается на «Восточном»

В начале этой недели стало известно, что достройкой космодрома «Восточный» вместо ПСО «Казань» Равиля Зиганшина может заняться публично-правовая компания (ППК) «Военно-строительный комплекс», которая создается в структурах минобороны РФ. Об этом сообщил курирующий космическую отрасль вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Он заявил, что никого не устраивает ситуация на космодроме, в частности — темп работ на второй очереди, которую строит компания Зиганшина. Это не первый случай, когда ПСО «Казань» собирались отстранить от работ. В августе госкорпорация «Роскосмос» заявила, что создаст собственного подрядчика, который будет контролировать строительство.

Тогда сообщили, что это решение не связано с недоверием к структуре Зиганшина — оно необходимо для ускорения сроков сдачи объекта. Борисов также заявил, что в сложившейся ситуации нет вины ПСО «Казань» — после возведения стадионов чемпионату мира по футболу у него не было достаточных средств для постройки космодрома.

Тогда «Роскосмос» объявил о расторжении контракта с Зиганшиным ввиду финансовых проблем его компании, в частности — миллиардных исков, оставшихся после мундиаля. Но договоренности были сохранены. Сообщалось, что одной из причин такого решения стало то, что у татарстанской струкутры есть необходимая для проведения работ техника.

Смена подрядчика, о которой говорил Борисов, вызвала вопросы и у самого «Роскосмоса». Однако окончательное решение должен был принять президент России Владимир Путин. В пятницу в рамках Восточного экономического форума он посетовал, что строительство «Восточного» порождает вопросы, требующие его личного вмешательства.

В тот же день глава государства посетил стройку, потребовав «более ответственного отношения» и «динамичного темпа» организации строительства. Путин заявил, что первый запуск с нового космодрома должен состояться в 2028 году. Ранее планировалась, что он произойдет в 2021 году, затем сроки перенесли на 2023-й, теперь пуск в очередной раз отложили.

Впрочем, Путин отказался от идеи привлечь структуры министерства обороны РФ к строительству космодрома Восточный вместо ПСО «Казань», сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. По его словам, у структуры Зиганшина есть необходимые ресурсы для того, чтобы «справиться с поставленной задачей».

В то же время Арбитражный суд РТ начал вынес решения по искам с миллиардными требованиями к ПСО «Казань». В начале августа компанию обязали выплатить 900 млн рублей в пользу рухнувшего ПАО «Татфондбанк», на этой неделе он постановил вернуть еще 1,3 млрд рублей в пользу кредитной организации. Впрочем, эти решения еще могут быть обжалованы.

Программа «Наш двор»

В конце августа глава РТ Рустам Минниханов сообщил, что в Татарстане будет реализована масштабная программа благоустройства дворов. Впоследствии стало известно, что за три года на нее направят 50 млрд рублей. По словам официального представителя Казанского Кремля Лилии Галимовой, это стало возможно благодаря дивидендной политике ПАО «Татнефть».

В программу будут включены дворы многоквартирных домов, построенных до 2014 года. Если дом был построен позже, но жители посчитают, что их двор тоже нуждается в ремонте, то решения будут приниматься индивидуально. Так, в ЖК «Салават Купере» заявили о необходимости организации парковки.

Очередность и характер благоустройства будут выявлять посредством анкетирования. Листы, которые жителям предстоит заполнить, распространялись через почтовые ящики или лично в руки горожанам. Сдать анкеты они смогут в единый день голосования 8 сентября. По предварительным данным, в этот день татарстанцы сдадут 1-1,5 млн бланков.

По словам Галимовой, они будут обрабатываться вручную волонтерами. Результатов их анализа стоит ждать к началу ноября, сообщила она. При этом проголосовать смогут житель 14 городов и четырех поселков, где сосредоточено 90% многоквартирного жилого фонда республики. Предполагается, что особое внимание уделят дворам, в которых давно не было ремонта.

В минувший вторник в кабмине РТ прошел брифинг с участием министра строительства РТ Ирека Файзуллина и помощника главы РТ, курирующего сферу благоустройства, Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Они сообщили, что в 2017 году была реализована аналогичная программа. Она затронула пять городов и стоила 50 млн рублей.

Сегодня формируется стандарт благоустройства, потому что многие дома построены по одному принципу. Определен перечень обязательных работ: асфальтирование, установка бордюров, Замена колодцев, а также организация освещения, площадок сбора отходов, установка скамеек и спортплощадок. Однако это будет обговариваться с жителями дворов.

«Я думаю, что программа… с точки зрения изменения повседневных практик сопоставима с Универсиадой для Казани. Практически каждый человек, который живет в многоквартирном доме, выходя во двор с утра, будет чувствовать, что жизнь изменилась, а не только, когда он дошел до красивой набережной, например», — сказала помощник главы РТ.

Объединение поселков и генплан Казани

Жители казанских поселков, протестующие против нового варианта генплана города, подписали соглашение о создании общей инициативной группы. Они ожидают, что к ним присоединятся и активисты, выступающие против документа в одиночку. По их словам, попытка диалога с властью не увенчалась успехом. Они намерены требовать взвешенной градостроительной политики в интересах горожан.

Инициативная группа намерена отозвать депутатов Казгордумы, которые не встали на защиту их интересов или не поддержали диалог с жителями. На данный момент их имена неизвестны. Решать вопрос представители группы намерены в судебном порядке или с помощью референдума. Они заявили, что если остальные члены Казгордумы будут игнорировать их обращения, то будет поднят вопрос об их роспуске.

На этой неделе экс-главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и замглавы исполкома города Радик Шафигуллин провели пресс-конференцию, посвященную генплану города. Они сообщили, что, согласно документу, в Казани появятся 13 точек роста — территории промышленных зон, опоясывающие центр города. Предполагается, что до 2035 года на них развернется жилищное строительство.

Для этого предприятиям, которые находятся на этих территориях, придется сократить свои санитарные зоны путем модернизирования производств. Если компания не захочет модернизировать производство, то ее заставят сделать это в рамках действующего законодательства. Inkazan выяснил, насколько реальны планы города по застройке промплощадок и как это отразится на бизнесе.

Квартиры для аварийщиков

На этой неделе стало известно, что исполком Казани утвердил программу расселения аварийного жилья, рассчитанную до 2025 года. Ранее минстрой РТ сообщал, что новый вариант республиканской программы предусматривает увеличение выкупной стоимости квадратного метра в домах, признанных непригодными для проживания, — ранее она составляла 11,2 тысячи. Предполагалось, что в Казани помещения не будут выкупать — жителям предоставят новые квартиры взамен аварийных.

В постановлении, опубликованном в сборнике муниципальных документов Казани, указано, что 855 млн рублей, выделенные на программу в столице Татарстана, направят на покупку квартир. Первый 125 млн будут потрачены уже в этом году. Контролировать реализацию программы будет замглавы исполкома Казани Искандер Гиниятуллин. Тендер на приобретение жилых помещений уже появился на сайте госзакупок. Предполагается, что покупка 55 квартир будет стоить 129 млн рублей в расчете 41 тысячи за квадратный метр.

Школьный проездной

На этой неделе родители казанских школьников в очередной раз подняли вопрос о введении проездного билета для учащихся. На портале Change.org была опубликована соответствующая петиция, на данный момент ее подписали более трех тысяч человек. Автор петиции заявила, что ученики тратят на проезд тысячи рублей в месяц, посещая образовательные учреждения, кружки и секции. При этом в ряде российских городов, например, в Москве, Твери, Нижнем Новгороде, есть проездной для школьников. Петиция адресована мэрии Казани, министерствам транспорта, образования и молодежи РТ, а также правительству РФ.

В январе этого года первыми вопрос о необходимости введения проездного для учащихся подняли студенты. Тогда министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов встретился с автором инициативы. Впоследствии правительство Татарстана сообщило, что ее реализация слишком затратна, поэтому в республике в два раза увеличат финансирование транспортного гранта для учащихся вузов — до 60 млн рублей. Решение возмутило студентов, которые заявили, что такую меру поддержки получают далеко не все. Тогда же петицию о введении проездного создали родители школьников, ей Фаттахов должного внимания не уделил.

Не решивший проблему молодежи Фаттахов — не единственный, к кому обращались родители. В июне этого года они отправляли вопросы на «Прямую линию» с президентом РФ Владимиром Путиным касательно деятельности минобразования РТ и министра Рафиса Бурганова, в частности — отсутствия школьного проездного.

Миллиарды на платную трассу

В минтрансе РФ заявили, что поддержали строительство платной скоростной трассы между Москвой и Казанью. Окончательный вариант ее маршрута должен быть разработан к концу этого года. Предполагается, что в 2030 году ее продлят до Урала, а ее первую часть построят до 2024 года. Финансировать работы будут государство и инвесторы.

Несмотря на то, что решение еще не принято, минтранс РТ подсчитал, что на прокладку участка по Татарстану понадобится более 37 млрд рублей. Из которых 4,3 млрд — из бюджета России, 9,3 — республики, а оставшиеся деньги выделит инвестор. Это позволит привлечь в республику туристов и международный транзитный трафик, уверены в министерстве.

Сейчас самой грузонапряженной дорогой в Татарстане является М-7. Предполагалось, что одновременно со строительством платной дороги пройдет ее реконструкция. Однако в минтрансе РФ заявили, что прокладка новой магистрали обойдется бюджету дешевле — в 313 млрд из бюджета против 449 млрд, необходимых на ремонт.