Posted 12 октября 2021, 14:30
Published 12 октября 2021, 14:30
Modified 25 апреля 2023, 15:06
Updated 25 апреля 2023, 15:06
Впервые о возможном соглашении «Сибура» и «ТАИФа» стало известно еще в апреле 2021 года. Предполагалось, что акционеры татарстанской компании получат по 15% доли в новой организации. Взамен они передадут контрольный пакет акций «ТАИФа». Ожидалось, что новая компания войдет в пятерку глобальных лидеров по производству полиолефинов и каучуков.
Уже тогда болельщики казанского «Рубина» заволновались о будущем любимого клуба. Татарстанская компания сокращала финансирование клуба и всячески пыталась отказаться от спонсорства футбольной команды. По данным СМИ, «шефство» над «Рубином» могла взять «Татнефть», но в самой компании это опровергали.
В Казанском Кремле видели только плюсы в этой сделке. Также сообщалось, что доли Татарстана в ПАО «Казаньоргсинтез», которое является премиальным спонсором «Рубина», будут зависеть от «Сибура». При этом долгое время сохранялось молчание относительно судьбы спортивных команд, связанных с «ТАИФом».
В федеральной компании через несколько месяцев пообещали, что реализуемые татарстанским предприятием программы будут и в дальнейшем реализовываться. Мэр Казани Ильсур Метшин говорит, что бюджет «Рубина» от «Сибура» будет зависеть от игры команды. И только в сентябре глава компании Дмитрий Конов заявил, что «Сибур» не бросит казанцев. Через некоторое время сделку закрыли.
Помимо «Рубина», татарстанское предприятие прямо или косвенно спонсирует нижнекамские хоккейный и футбольный клубы «Нефтехимик», регбийную казанскую «Стрелу», ватерпольный «Синтез», команду по хоккею на траве «Динамо-Казань», спортивный клуб «ТАИФ» и гоночную команду «ТАИФМОТОРСПОРТ».
На сайте татарстанской компании указано, что группа каждый год направляет «существенные средства» на поддержание «высокого уровня» спортивной инфраструктуры и спортивных объектов. В 2020 году «ТАИФ» направил на поддержку массового и профессионального спорта более 3,7 миллиарда рублей.
Понятное дело, что большая часть из этих средств идут на спонсирование «Рубина». Главный тренер клуба Леонид Слуцкий оценивал бюджет «Рубина» в 20-25 миллионов евро. По другим оценкам он выше 30 миллионов евро, но все равно не больше 2,5-3 миллиардов рублей в год. В пиковые годы бюджет клуба достигал $120 миллионов.
При этом далеко не весь бюджет казанцев — это деньги «ТАИФа». Что-то приходит и от других спонсоров, и от продажи футболистов. С последним бывают проблемы — «Рубин» летом хотел продать полузащитника Хвичу Кварацхелию за 20 миллионов евро, но по нему не было предложений.
Также «Рубин» весной взял кредит у «Связьинвестнефтехима» на 600 миллионов рублей. Летом клуб потратил 14,4 миллиона евро, заработав 12,5 миллиона. То есть, в общем и целом клуб пытается жить по средствам и даже выходит в огромную прибыль. Примерно такая же картина вырисовывается и в других спортивных командах, которые спонсирует «ТАИФ».
Хоккейный «Нефтехимик» довольно неплохо выступает для своего скромного по меркам Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) бюджета. Раньше он достигал 1,4 миллиарда рублей, но в пандемийный год сильно упал. В этом же сезоне он снова вырос. Такая же ситуация и в футбольном «Нефтехимике», который продолжает хорошо выступать в ФНЛ.
Волнение у фанатов «таифовских» команд появляется еще и на фоне новостей из регбийной «Стрелы». В 2021 году у клуба появились финансовые проблемы, из-за чего команду покинули половина игроков. «ТАИФ» был генеральным спонсором «Стрелы» с 2019 года, когда возродили клуб. Однако к началу 2021 года компания «охладела» к команде.
Игроки несколько месяцев не получали зарплаты, а долги «Стрелы» достигали 300 миллионов рублей. Сейчас среди партнеров клуба указаны ОАО «РЖД», министерство спорта Татарстана, Федерация регби РТ и другие организации, но упоминание «ТАИФа» и его структур исчезло. По данным Inkazan, компания «отреклась» от «Стрелы».
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», у клуба дела просто ужасны. В 2019 году команда заработала 130 тысяч рублей при чистой прибыли в 126 тысяч, а в прошлом году — 1 тысячу рублей. Чистые активы АНО «Регбийный клуб «Стрела» при этом оказались отрицательными — «минус» 281,12 миллиона рублей.
Получше дела у «Нефтехимиков» и «Рубина». Но пока непонятно, сохранится ли нынешний объем финансирования клубов в следующем сезоне. По этому вопросы ответы должны появиться уже весной 2022 года. Решения по спортивным программам в Татарстане будут принимать менеджеры «Сибура».
Юридически «Рубин» является обособленным от «ТАИФа» клубом. Единственным собственником ООО «ФК «Рубин» числится генеральный директор клуба Рустем Сайманов, которому неоднократно припоминали криминальное прошлое. В 2020 году клуб достиг чистой прибыли в 1,2 миллиарда рублей.
Параллельно работает одноименное муниципальное учреждение, через которые клуб проводит госзакупки по ремонту поля, охране территории, покупке бензина и так далее. Все эти работы оплачиваются из бюджета Казани или Татарстана. Ранее это юридическое лицо было основным для «Рубина». Им владеет комитет земельных и имущественных отношений города.
На самом деле за «Рубин» стоит волноваться меньше всего — команда может найти и других спонсоров, к тому же не исключается и возможная связь клуба с «СИНХом». Единственное, что может смущать, так это возможная связь «Рубина» с санкт-петербургским «Зенитом». «Сибуру» принадлежит 10,75% доли в уставном капитале питерцев.
Казанский клуб и раньше обвиняли в плотной связи с «Зенитом». В разные годы в питерскую команду перешли ряд лидеров «Рубина»: Алехандро Домингес, Александр Бухаров, Сергей Семак, Кристиан Ансальди, Кристиан Нобоа, Эльмир Набиуллин, Магомед Оздоев и Сердар Азмун. Да, в большинстве случаев казанцы получали большие деньги за игроков, но такая связь выглядит сомнительно.
Эта ситуация изначально вызвала большой резонанс в спортивном обществе. Президент Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин называл это «Санта-Барбарой». Позже появилась информация, что переход Сутормина по документам якобы обошелся «Зениту» в 50 тысяч рублей. В профсоюзе футболистов заявляли, что регламент нарушен не был, а в РФС решили поменять его.
Теперь у многих экспертов и фанатов есть опасения, что клубы еще больше будут связаны между собой, хоть и не официально. «Зенит», тем временем, тесно связан с миллиардерами Геннадием Тимченко и Леонидом Михельсоном. Среди владельцев клуба также числятся «Газпромбанк», Леноблимущество и другие организации.
Куда тревожнее за нижнекамские клубы «ТАИФа». Оба, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежат ПАО «Нижнекамскнефтехим» и оба не являются главными командами Татарстана в своих видах спорта. Футбольный «Нефтехимик» выступает в ФНЛ, а руководство «ТАИФа» неоднократно заверяло о планах выйти в РПЛ к «Рубину».
Однако непонятно, что будет с клубом дальше. Если спасение казанской команды в случае чего может стать социальной обязанностью «Сибура» по сохранению репутации РПЛ, то потерю клуба ФНЛ заметят по сути только его фанаты. Ситуацию в этом случае может исправить выход «Нефтехимика» в высшую футбольную лигу России.
С хоккейным клубом ситуация обстоит немного иначе. ХК «Нефтехимик» уже выступает в сильнейшей лиге России. При этом и там команды могут «потеряться», как это случилось с хабаровским «Амуром» и новокузнецким «Металлургом». А проблемы с финансированием у «Нефтехимика» случались и ранее.
В любом случае о дальнейшем спонсорстве объединенной компанией нижнекамских спортивных команд станет известно позднее — к весне 2022 года. И руководству клубов, которые не являются сильно прибыльными, стоит позаботиться и о других источниках доходов.
Футбольный клуб из Нижнекамска, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году получил выручку в размере 252,68 миллиона рублей, при этом чистый убыток составил 13,09 миллиона. За последние 5 лет самым прибыльным был 2019 год, когда клуб выше «в плюс» на 166 тысяч рублей.
У хоккейного «Нефтехимика» дела в этом плане обстоят значительно лучше. В прошлом году клуб заработал 802,4 миллиона рублей при чистой прибыли в 28,2 миллиона. Несмотря на то, что в 2016 году чистый убыток упал до 537 миллионов, в последующие годы нижнекамцы регистрировали прибыль, а в 2019 году она достигла 263 миллионов.
Понятное дело, что «Сибур» так быстро не бросит ни один из социальных проектов «ТАИФа». Но и вряд ли компания будет тянуть убыточную ношу. И если у «Рубина» с этим проблем по документам нет, то с «Нефтехимиками» куда сложнее.
Администратор Telegram-канала «Спорт Сарае», который специализируется на татарстанском спорте, считает, что в ближайшие три-четыре года «ничего кардинально не изменится». Однако потом «Сибур» может сократить бюджеты профессиональных клубов республики и по возможности отказаться от их спонсирования.
По его мнению, деньги найдут как на «Рубин», так и на «Синтез». Последний клуб к тому же является заводской командой «Казаньоргсинтеза».
«А вот что делать с Нижнекамском, где если не „Нижнекамскнефтехим“, то кто? Думаю, и там „Сибур“ не бросит с концами социальные проекты. Но то, что „Сибуру“ важнее и интереснее питерский спорт, — это факт, и спорту татарстанскому будет тяжело. У „Стрелы“ регбийной можете спросить, которую уже бросили перед началом этого сезона», — считает автор канала.