Posted 22 апреля 2020,, 14:45

Published 22 апреля 2020,, 14:45

Modified 17 сентября 2022,, 17:01

Updated 17 сентября 2022,, 17:01

Медицина Татарстана vs коронавирус: прошлое и будущее

22 апреля 2020, 14:45
Несмотря на обилие внутренних проблем, Татарстан оказался одним из наиболее подготовленных к пандемии регионов России. Inkazan вспомнил, в каком состоянии республиканская система здравоохранения встретила коронавирус, и спросил у экспертов, как она изменится после окончания эпидемии.

Дефицит кадров, особенно узких специалистов, – традиционная проблема республиканского минздрава. Татарстан имеет самую низкую в Приволжском федеральном округе (ПФО) общую обеспеченность врачами: в ряде районов не хватает 69% медработников. К 2024 году, согласно нацпроекту, укомплектованность должна вырасти до 95%. Регистрируемый в республике ежегодный прирост в 1,1% надежды на исполнение указа не дает.

Столкнувшись с коронавирусом, Татарстану пришлось переобучить более 4,8 тысячи специалистов для работы с зараженными COVID-19. Решить проблему нехватки кадров пытались с помощью соципотеки для медработников, программы «Земский доктор» - ощутимых результатов это не принесло. В начале 2019-го в Татарстане предложили в обязательном порядке возвращать студентов-целевиков, закончивших медвузы, в районы или взимать с них деньги за обучение.

«Эпидемия - это некий стресс-тест на организованность, слаженность работы системы здравоохранения. При этом, на мой взгляд, на сокращение кадрового дефицита и рост зарплат эпидситуация напрямую не повлияет», депутат Госдумы от Татарстана Борис Менделевич.

Говоря о дефиците медработников, чиновники обходят стороной зарплаты врачей и медперсонала. Они традиционно являлись предметом споров: региональный минздрав заявлял, что выплаты растут, общество этого не наблюдало. Лучом надежды стали «майские указы» президента России Владимира Путина. К моменту их оглашения зарплаты медработников в Татарстане были самыми низкими в ПФО.

Три года назад власти заявляли, что в районах медики получают 25, в Казани – 36 тысяч рублей. Фактически суммы больше - из-за нехватки специалистов люди работали на несколько ставок. Предыдущий министр Адель Вафин, со скандалом покинувший пост после коррупционного скандала и смерти своего заместителя, рапортовал об ее росте. В 2018-м новый глава ведомства Марат Садыков заявлял, что средняя зарплата по региону – 65 тысяч рублей, хотя Татарстанстат насчитал лишь 16 тысяч.

В 2019-м премьер-министр республики Алексей Песошин, выступая перед депутатами Госсовета, заявил, что уровень зарплат варьируется от 31,9 до 64,2 тысячи рублей. Даже парламентарии в этом усомнились. Возможно, именно низкий уровень оплаты труда привел к высокому уровню коррупции среди медработников и переходу людей в частные медучреждения. Замминистра здравоохранения Айрат Гарипов, попавший в команду Садыкова после ухода Вафина, и вовсе выступил за то, чтобы вся медицина стала частной.

«Мы видим, что весь мир благодарен врачам, врачи совершают героический подвиг. Но повлияет ли это на то, что граждане будут выбирать профессию врача и делать ее приоритетной – я пока здесь осторожен. Все будет зависеть от того, каким образом это будет влиять на заработную плату врача и финансирование здравоохранения в целом. К сожалению, мы все-таки констатируем, что заработная плата врача сегодня не самая высокая и в этой сфере необходимы государственные меры. Если только после коронавирусной инфекции заработная плата медицинских работников будет увеличиваться, здесь будет «голосование кошельком» молодыми людьми в пользу профессии врача», депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.https://inkazan.ru/news/society/22-04-2020/zamena-vrachey-na-robotov-i-rost-zarplat-medikov-deputat-o-buduschem-posle-pandemii

В апреле этого года татарстанские врачи заявили о снижении зарплат и отмене надбавок. Так, медсестра Республиканской клинической больницы получила за март 13,6 тысячи рублей, несмотря на напоминания Путина о важности сохранения региональных доплат. Ни Садыков, ни его пресс-служба ситуацию не прокомментировали, но части медработников доплатили урезанные суммы.

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что распределение денег идет по регламенту федерального центра. В таком случае неясно, из каких средств производились доплаты. Снижение зарплат заметили и других регионах страны, что скорее указывает на решение федерального центра, чем на «промах» властей субъектов.

Снижение зарплат оказалось существенным: до получения доплат медсестры Республиканской клинической больницы в Казани. И это при том, что Путин регулярно напоминает: «Все региональные надбавки и доплаты медработника должны быть сохранены в полном объеме».

«Проблема с нехваткой медперсонала может быть решена только посредством целенаправленной и эффективной программы по менеджменту кадров. Тоже самое относится и к ситуации с заработной платой. Все дополнительные выплаты, которые сейчас появляются, временные и предусмотрены только для тех, кто взаимодействует с больными с новой коронавирусной инфекцией. Если рассмотреть вопрос более системно, то, на мой взгляд, необходимы другие меры, в частности, формирование квалифицированной политики оплаты в системе здравоохранения, пересмотр тарифов ОМС и структуры заработной платы. Возможно, даже необходимо изменить финансирование на уровне федеральных страховых организаций», депутат Госдумы от Татарстана Борис Менделевич.

Ответом на растущее число жалоб граждан на первичное звено здравоохранения стал проект «Дружелюбная поликлиника». Вафин отчитывался, что число недовольных первичным звеном сокращается. Глава Татарстана Рустам Минниханов раскритиковал это заявление. Программу продолжают, обучая медсестер «думать по примеру японских автозаводов». Впрочем, из-за коронавируса плановые приемы и госпитализации в республике приостановили.

Если число жалоб на врачей снизилось, то состояние медучреждений не раз становилось причиной гневных высказываний граждан. Оснащенность медучреждений тоже вызывала вопросы. Кстати, у минздрава Татарстана было найдено больше всего подозрительных закупок. Скорая помощь, автопарк которой изрядно изношен, но пополняется, не всегда доезжает до отдаленных поселков. Ситуацию обещали исправить после прецедента со смертью программиста в Иннополисе.

«Цифровые методы диагностики, постановки диагноза будут активно развиваться и снижать стоимость самого лечения, увеличивать доступность медицинской помощи для граждан, в особенности узких специалистов, и в целом очень хорошо влиять на здравоохранение», депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.https://inkazan.ru/news/society/22-04-2020/ekspert-sprognoziroval-vozmozhnoe-udeshevlenie-lecheniya-posle-pandemii

COVID-19, в 50% случаев протекающий бессимптомно, опасен для тех, чей иммунитет ослаблен другими заболеваниями. По данным на начало 2019 года, 53% жителей региона умирали от болезней системы кровообращения. Полпред президента в ПФО Игорь Комаров раскритиковал Татарстан за худшие показатели смертности от онкологии в округе. Рост заболеваемости в минздраве объяснили улучшением диагностики. Лечить заболевших планируют: строятся специализированные медучреждения.

В Татарстане отмечают сокращение финансирования на лекарства для ВИЧ-инфицированных, хотя минздрав утверждает, что их хватает. Жители юго-востока республики обращались к президенту России Владимиру Путину с просьбой спасти. В 2019-м родителям детей с редкими заболеваниями пришлось выйти с акцией протеста к кабмину региона, чтобы их услышал глава минздрава. Эксперты заявляют, что ведомство предпочитает судиться с больными до последнего, что порой приводит к смерти людей.

В то же время минздрав эффективно сдерживал вспышки опасных заболеваний, возникающих в районах и Казани, и оперативно опровергал фейковые сообщения. К сезонной эпидемии гриппа в этом году министерство было готово.

«Система здравоохранения в Татарстане была на порядок более эффективна и готова, чем в большинстве субъектов Российской Федерации. Поэтому стартовые условия у всех были разные. Учитывая существенные финансовые вливания, приобретение высокотехнологичного оборудования, возможности ее станут еще больше»,депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.